я журналист с филологическим педагогическим образованием. по диплому моя специализация - это учитель русского языка и литературы. я должна была отправиться в школу, чтобы нести детям свет и знания. но за пять лет учебы в педагогике я разочаровалась. и хочу объяснить, почему молодые специалисты либо рано уходят из образования, либо решают не соваться в эту систему.
существуют миллионы обоснованных жалоб учителей о том, что дети сейчас непослушные. они гиперактивны и заносчивы, они наглы и знают, как педагога приструнить. а еще многие повидали побольше самих учителей - путешествия становятся доступным не только “золотым детям”. а зарплата учителя в нашей стране все еще не то чтобы мизерная, но далека от среднестатистической, тем более, что заработок напрямую зависит от стажа. и многие говорят, что сочетание “мало денег” и “непослушные дети” приводят к тому, что молодые люди из школы уходят.
мой педагогический опыт равняется пяти практикам. это, конечно, очень мало, но мне оказалось достаточно, чтобы я почувствовала систему изнутри.
все мои дети были прекрасны. я успела пройти практику у детей от 5-х до 9-х классов. это были как благовоспитанные гимназисты и лицеисты, так и ученики обычных общеобразовательных школ не в самых благополучных районах. конечно, были и свои трудности, но то ли в силу молодого возраста, то ли с помощью все-таки профессиональных знаний, которым нас обучали, мне удавалось наладить контакт даже с самыми задиристыми школьниками.
мне нравилось общаться с детьми. никогда не забуду, как моя ученица, у которой были проблемы с русским языком и с которой мы отдельно занимались после уроков, написала диктант на «четыре» впервые за долгое время. мы общались с ней три недели, раз за разом отрабатывая причастия, деепричастия, приставки и суффиксы, правила вплоть до написания -тся и -ться. один раз непослушный мальчик действительно чуть не вывел меня из себя - он не реагировал на замечания, отказывался сидеть на уроке и свободно ходил по классу. помню, что я решила воспользоваться прямым контактом: взяла его за руку и привела на место. он сел, а я продолжала объяснять тему, положив руку ему на спину. и он успокоился, даже перестал одергивать одноклассников и в последующие уроки вел себя хорошо.
уверена, что в каком бы хамоватом виде не представляли современных детей, большинство из них гораздо воспитанней многих взрослых. безусловно, они отличаются от детей советского союза и девяностых. они требуют больше внимания, больше непосредственного контакта, нуждаются в наставничестве, но совсем не плохие.
так почему я не стала возвращаться в школу? если коротко, то молодого специалиста в школе ожидает клубок змей.
учителя со стажем не откажутся от удовольствия обратить внимание детей на неопытность молодой коллеги. каждый учитель нарочито прямо при детях называет такие слова как «практикантка», «ну что она может знать», демонстративно закатывать глаза. в мои уроки беспардонно вмешивались, сидя на задних партах - получалось так, что дети отворачивались на размахивающего руками учителя. я-то не из робких, и высказывала свое мнение по данным замечаниям. что привело к новому бойкоту - учителя находили дополнительные занятия и даже перестали со мной здороваться.
но даже не эта дедовщина стала причиной моей разочарованности. а в том, что я увидела неприглядную сторону учителей. учительская - эпицентр местных сплетен. педагоги, не стесняясь практикантов, обсуждают темы начиная от того, кто как пахнет до кто из детей «уже не девственница» и кто из родителей спит друг с другом. в какой-то момент я представила себя такой же лет через 15: злобная тетка, с собранными в тугой пучок волосами, в 10-летнем костюме - и мне стало страшно. с точки зрения психологии я понимаю все процессы в их голове. понимаю, почему они так думают, и что им не хватает. но знаю, что я бы не хотела стать такой
а вы что знаете об учителях?