Найти тему
Мой Мотор

И снова о тонировке. Как и чем измеряется светопропускание стекол на автомобиле?

«Гаишники» любят останавливать автомобили для проверки показателя светопропускания стекол. Если оно не соответствует установленным нормам, штрафуют. Примечательная деталь: независимо от числа проверок (в ходе, например, официальных рейдов) любителей тонированных авто меньше не становится. А все потому, что наказание за данное прегрешение смешное – всего 500 рублей.

О том, как измеряют светопропускание стекол на автомобилях, статей написано много. Почему мы вновь обратились к этому вопросу? Потому что к нам на почту пришло письмо от читателя, которого возмутил произошедший с ним недавно случай: автоинспектор выписал ему штраф, определив, что передние боковые стекла его «ласточки» затонированы больше, чем положено. Потрясает то, что определил он это… на глаз. Разве так можно?

Нет, «не можно». Прежде чем привлечь водителя к административной ответственности за чрезмерно затемненные стекла, сотрудник ГИБДД обязан произвести замер светопропускания специальным прибором – тауметром…

По закону разрешается любая тонировка заднего стекла автомобиля и задних боковых стекол. На верхнюю часть лобового стекла допускается установка тонировочной полосы, ширина которой не превышает 140 мм (ее иногда «гаишники» тоже измеряют). Что интересно - ограничение по пропусканию света на нее также отсутствует. Могут быть покрыты тонировочной пленкой и остальные стекла автомобиля, но с существенными ограничениями. Так, на ветровое стекло и на передние боковые стекла может быть наклеена прозрачная плёнка, у которой светопропускание должно превышать 70%.

А если тауметр показал более низкое значение? В этом случае (а также в случае, если ширина тонировочной полосы на «лобовухе» превышает 14 сантиметров) автоинспектор составляет протокол об административном правонарушении. Обратите внимание: измерять светопропускание стекол сотрудник ГИБДД может там, где ему заблагорассудится – на стационарном посту ГИБДД или вне его (на любом участке дороги).

Измерение тонировки

Процедура проведения измерений важна не менее, чем сами показатели. Если есть нарушения, они (измерения) могут быть обжалованы. Что важно? Во-первых, показания прибора должны быть… правильными. А для этого он должен быть сертифицирован и соответствующим образом откалиброван (его раз в год проверяет специалист – если такой отметки нет, можете опротестовать показания).

«Гаишники» пользуются различными моделями - «Свет», «Тоник», «Блик-Н» или какой-то другой. Прибор прислоняется к стеклу (наверное, не нужно предупреждать, что оно должно быть чистым) и через несколько секунд на экране появляется значение.

Чтобы результат был точным, обязательно требуйте, чтобы автоинспектор сделал несколько измерений в разных местах. Важно: используемые приборы могут измерять светопропускание как в светлое, так и в темное время суток. Что касается времени года, у разных приборов разные допуски.

Обратите внимание, что некоторые из них допускаются к эксплуатации, если на улице не ниже десяти градусов мороза.

Еще один важный показатель – влажность воздуха. Некоторые приборы при 100-процентной влажности дают неверный результат. И если в Москве, например, такого не бывает, в Санкт-Петербурге 100-процентная влажность – явление нередкое.

Наказание за неправильную тонировку

О наказании за неправильную тонировку говорится в части 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Оплатить этот штраф можно с 50-процентной скидкой. Это не страшно. Страшнее то, о чем написано в пункте 7.3. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств («Дополнительные предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя»). В примечании к Перечню указывается, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

К счастью, инспектор ДПС в случае с чрезмерной тонировкой не имеет права задержать автомобиль или отстранить водителя от управления. Он может потребовать устранить нарушение на месте – содрать пленку со стекол.

А если это невозможно? В этом случае водителю дается возможность доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности.

А если возможно? Формально отказ водителя от выполнения требования автоинспектора (содрать пленку) может быть интерпретирован последним как… неповиновение законному требованию сотрудника полиции (такие случаи были). А это уже совсем другая статья – 19.3 КоАП РФ, в качестве наказания за которую предусмотрен административный арест.

Авто
268,3 тыс интересуются