Эксперты Центра Ломоносова продолжают обсуждать весьма противоречивое выступление Германа Грефа на прошедшем недавно Гайдаровском форуме по проблемам российской системы образования.
Константин Гусов, исполнительный директор Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова
1. Герман-неверующий
«Я не верю в науку, не связанную с практикой, я не верю в образование, не связанное с практикой и наукой, я не верю в бизнес, не связанный с образованием и наукой. Сегодня это триединство. Все идет на междисциплинарном уровне».
В этом высказывании Германа Грефа видна его некомпетентность в вопросах образования и науки. Действительно, междисциплинарность – это сегодня не просто модное слово, но и перспективное направление. На стыке традиционных отраслевых наук делается множество серьёзных открытий. Химики, например, создают материалы с заранее заданными физическими свойствами, что является проявлением междисциплинарного подхода. Применение географических знаний в экономике даёт свои плоды в виде оптимального распределения производительных сил по планете.
Но Герман Греф считает, что междисциплинарный подход – это «триединство» науки, образования, с одной стороны, и практики, бизнеса – с другой стороны. Дисциплиной считается обособленная отрасль науки. А наука в целом, и образование, и бизнес и практика – всё это просто разные сферы человеческой деятельности. И тесные отношения между ними нужно называть сотрудничеством или кооперацией, но никак не междисциплинарностью.
Тут уже помолчим про то, что Герман Греф, в сущности, отождествляет практику и бизнес. Тогда как бизнес – это лишь часть практической деятельности человека. Впрочем, либеральные мыслители всегда склонны забывать, что кроме бизнеса есть и другие важные сферы деятельности: государственная управление, экологические отношения, спорт, наконец, семья. И наука может и должна помогать всем этим сферам, а не только бизнесу.
2. В шоке от барахла
«Мы пытаемся воспроизводить старую советскую, абсолютно негодную модель образования – напихивание детей огромным количеством знаний. Сотрудники системы образования, учителя, родители и дети в шоке. Они не знают, что делать. Какую именно информацию попытаться напихать в несчастного ребенка, какое количество часов занять и в какой период времени начать его напихивать этим ненужным барахлом».
Это, пожалуй, апогей экспрессивного и одновременно малокомпетентного высказываний Грефа. Казалось бы, серьезное обвинение в адрес «старой советской модели» образования нуждается и в серьезном обосновании. Однако вместо фактов и цифр специальных исследований в обоснование высказываются негативные эмоциональные выражения на грани истерических завываний: «негодная», «шок», «напихивать», «барахло». Такое кликушество, к сожалению, свойственно Гайдаровскому и подобных ему форумам.
Из слов Грефа совершенно неясно, в чём именно заключается несостоятельность образовательной отрасли. То, что у неё есть проблемы, это очевидно. Как очевидно и то, что наши специалисты востребованы ведущими мировыми компаниями и научными центрами, а значит, не все так уж плохо с нашим образованием. И если мы все-таки собираемся реформировать этот огромный государствообразующий институт, то, наверное, мы должны формулировать свои претензии содержательно и предметно.
Ничего такого Герман Греф, к сожалению, не озвучил.
Откуда сведения о массовых шоках у школьного сообщества? Чем именно вызвано шоковое состояние? Какие именно знания школьной программы являются «барахлом», а какие нет – тоже ни слова. А ведь это важнейший вопрос. И здесь либо вся программа барахло и тогда давайте закрывать наши школы, либо школа даёт хоть что-то ценное, но тогда объясните, что именно мы должны оставить.
Противоречивость и бессодержательность нашумевшего выступления главы Сбербанка еще более подчеркивается тем, что он ссылается на некие исследования некоего фонда, который уже занимается данной проблематикой. Тут либо Герман Греф ссылается на исследования фонда, чтобы придать вес своим словам, либо этот фонд впустую тратит деньги своих жертвователей на бессмысленные заклинания в адрес «проклятого прошлого».
На подобных форумах высокого уровня, где собираются серьезные люди, и по таким важным вопросам, как образование, хотелось бы слышать мнения экспертов. И, конечно, хочется пожелать Герману Оскаровичу Грефу, без сомнения, блестящему банковскому управленцу, более ответственно относиться к проработке своих публичных выступлений и к сохранению своей экспертной репутации.