В годы оны юбилеи было принято отмечать не со дня рождения, а вовсе даже и наоборот. Считалось, что дата смерти, подводящей черту под жизненным путем личности, гораздо более подходящий день для того, чтобы вспомнить заслуги усопшего. Ну, и порадоваться, что всё у него хорошо закончилось.
Не без логики, надо сказать, обычай. Другой вопрос, что праздновать скольки-то летие со дня смерти для современного уха звучит диковато - "юбилейные поминки" вроде как не повод для восторгов и веселья.
Нынче "почти что юбилей" - 95 лет со дня кончины В. И. Ульянова-Ленина. И в этой связи хочется вспомнить одну потрясающую по силе этнографическую запись, опубликованную в № 3/4 иркутского журнала "Сибирская живая старина" за 1925 год.
Это, так называемый, "покойнишний вой" по Ленине, исполнявшийся в январе 1924 года в селе Кимельтей Зиминского района Иркутской области (тогда, конечно, волости и губернии соответственно).
Ой ишо Владимир та да всё Ильич толька,
Ой да на каво жа ты да распрагневалса,
Ой да на каво жа ты да рассердилса-та.
Ой ишо хто у нас будит заведавать.
Ой ишо хто у нас да испалнять будит,
Ой испалнять будит дила тижолыя.
Ой испалнять у нас типерь адин будит,
Ой што адин будит да испалнять у нас,
Ой што адин толька да Леф Давыдавич.
Ой што, вить, скружитца иво галоушка.
Ой што вить броситца да он в пичалюшку,
Ой он ф пичалюшку, в бальшу заботушку.
Ой уш куда иму типерь и кинутца,
Ой то ли в ту старану, то ли в другу старану.
Ой и куда иму пригнуть галоушку,
Ой што скружили та иво, вить, войска,
Ой што, вить, войска иво савецкия.
Ой уш все воиски ни станут слушацца.
Ой уш и што мы станим делать с вам.
Ой уш и как мы вас подымим на наги.
Ой уш и как мы вас толька разбудим-та,
Ой ишо как толька да раскричим мы вас.
Ой уш астались мы да все сиротачки
бис сваёва-та да управитиля.
Ой ишо был-ба вон у нас при живнасти,
вон при живнасти да при здаровьицы,
Ой заступил ба вон да всё за всех за нас
Ой уш наставил ба вон нам парядачик.
Ой уш зачем ета да толька смерть пришла,
Ой уш заставила тирпеть нас горюшка,
Ой и заставила да нас страдать па вам.
Ой уш начали мы думушку думати,
Ой и куда жа нам скланить галоушку
бис сваёва-та да управитиля.
Ой уш, как стань-ка ты, умна галоушка,
На сваё толька да ты мистечушка.
Ой сажилей-ка ты да сваё войска.
Ой уш куда толька будим диватца мы...
Ой уш мы склоним та сваю галоушку.
На той старонушки, ка Льву Давидычу,
Ой станим знать аднаво, да станим слушатца.
Ой-а вас всигда да спаминать будим,
Ой никада та мы да ни забудим вас,
Ой вашу смёртачку да чижалёшиньку,
Ой спаминать станим вас па канец жизни.
Публикатором "воя" был историк литературы, собиратель и исследователь сибирского фольклора Николай Михайлович Хандзинский, записавший его и историю его создания со слов девушки Кати Перетолчиной - участницы "голошения".
Причитание по Владимире Ильиче сложено, как только известие о смерти дошло до с. Кимильтей; это - зимой, на святках. "На пасиденках сочинили", говорит Катя: у нас пасиденки — как страда кончитса — так с пакрава да новава года... Камсомольцы на пасиденки ходют. Ане и сказали нам: „вот", гаварят: — девчонки, Ленин умер... Ну тут и потхватили: — Ленин, Ленин!., давайти — гаварят, — вытье сачинять. Вот, девчонки, — тут бытто Ленин в гробу, а вы давайти войти". Мы хадили кругом и па ём выли; он записывал слава. Патом сабрали камсамолаф и на подводах паехали в Зиму. Там сабрали бытто похараны, сделали гробик и выли па ём; адевали на сибя все чорная"
У этого во всех смыслах замечательного текста было и продолжение. Такое же невесёлое, как и он сам.
Сначала, в том же 1925 году, его даже издали отдельным оттиском в количестве 1000 экземпляров, но не прошло и десяти лет, как он попал в советский "index prohibitorum" и стал изыматься из обращения и если не уничтожаться, то помещаться в "спецхран".
Несложно догадаться, что "подгадил" тут "Леф Давыдавич", который "испалнять у нас типерь адин будит дила тижолыя".
Как сообщает нам А. В. Блюм на 321-й странице своего труда "Запрещенные книги русских писателей и литературоведов. 1917-1991. Индекс советской цензуры с комментариями".
Причина ареста – публикация фольклорной записи Н.М.Хандзинского “Покойнишный вой по Ленине” (с.53-64). В спецхране РНБ находился также до 1968 г. сдвоенный 8-9 выпуск (1929 г.), поскольку в указателе содержания всех вышедших томов указана эта публикация. *)
Судьба Хандзинского также незавидна. 18 июня 1933 года он был арестован и через полтора месяца получил 10 лет лишения свободы за "вредительство, антисоветскую агитацию и пропаганду и контрреволюционную организационную деятельность" (Ст. 58 пп. 7,10 и 11 УК РСФСР). Дальнейшая судьба его неизвестна. Реабилитирован 30 декабря 1956.
Были ли проблемы у Кати Перетолчиной - бог весть.
__________________________
* в качестве иллюстрации использован портрет Ленина авторства Сергея Демьяновича Бигоса из номера газеты "Власть труда" от 27 января 1924 г.; стихи опубликованы в том же издании в номере от 26 января за подписью "Электро-монтер"