КАНАЛ «ВСЁ ОБО ВСЁМ»
Побочным продуктом «звукомузыки» в XX веке стал такой жанр, как видеоклип. Музыкальная общественность до сих пор спорит, кто же был первым клипмейкером. Одни кивают на Queen, другие – на Pink Floyd (“Стена”). Мне же ближе классическая точка зрения - первым клипом, причем мультипликационным, была «Жёлтая подводная лодка» Beatles. Кстати, композиции из этого проекта (именно проекта, потому что мультфильм оказался очень многогранным), стали, на мой взгляд, и первым саундтреком. Изначально «Жёлтая подводная лодка» была предназначена именно для просмотра, но позже членов великой ливерпульской четвёрки убедили в том, что их звуковой материал ценен сам по себе, причём не только тот, что создавали лично они, но и тот, в котором большая часть работы пришлась на звукоинженера Джорджа Мартина. Прослушивать альбом без «картинки» можно, но в отрыве от видеоряда многие композиции бессмысленны. И, тем не менее – это самый настоящий саундтрек. Причем, так сказать, в классическом виде, когда с кинопленки снимается только часть аудиоинформации - музыка.
Музыка и кино с развитием техники начинают жёстко соперничать. В картинах высокого уровня всё на пике, всё на высшей точке, вот почему после премьер подобных лент часто музыка и «картинка» начинают отдельную жизнь. Так произошло, например, со знаменитыми композициями Нино Рота в «Крёстном отце» или с Orbital, которые потерялись за кадрами «Святого». Ныне саундтреки, которые стали неотъемлемым приложением к каждому блокбастеру, выполняют определённую роль. Режиссёры в картинах гасят музыку, и полноценно она может звучать, как правило, только на начальных и конечных титрах. Но стилистику композиций музыкальный редактор фильма может подобрать так удачно, что поставишь CD с саундтреком и заслушаешься. Бывает даже и так, что саундтреки становятся сборниками композиций, выражающих определённые течения, настроения или философию гораздо сильнее, чем сами фильмы. Так произошло, в частности, с лентами «Угнать за 60 секунд» и «Матрица».
Если раньше, на заре кинематографа, озвучивать, создавать музыкальные картинки было не столь престижно, то сейчас время кардинально изменилось. Появился ряд модных композиторов, которые одним только своим присутствием могут вытянуть ту или иную картину. Таковым стал, например, Джеймс Хорнер, который после «Титаника» стал культовым композитором. И хотя, на мой взгляд, он сочиняет вариации на одну и ту же мелодию, заказы ему сыпятся как из рога изобилия. Он участвовал, например, и в «Маске Зорро», и в «Столкновении с бездной». Столь же удачлив и Джерри Голдсмит, который не только сам творил долгие годы, но и наплодил достаточное количество учеников, растекающихся теперь нотами по целлулоидным лентам и видеофайлам, выходящим из-под конвейера фабрики грёз. Еще бы – ведь Джерри Голдсмит работает на Голливуд аж с 1957 года! В 1974 году он крупно засветился в «Чайнатауне», в 1976 - в «Омене» (позже в «Омен-2»), в 1978 – в «Козероге-1» (эту картину показывали в СССР в широком прокате), в 1979 – в «Чужих», в 1982 – в «Рэмбо» (позже и в «Рэмбо-2», и в «Рэмбо-3»), в 1984 – в «Гремлинах», в 1992 – в «Основном инстинкте», с 1995 – в киносериале «Стартрек», в 1997 году – в «Лос-Анджелес.Конфидециально», в 1999 - в «Мумии» и «13-м воине», в 2000 - в «Невидимке»… С таким послужным списком впору претендовать на открытие кафедры при консерватории – кафедры киномузыки.
Когда талантливый режиссёр встречается с думающим композитором успех картины почти обеспечен. Таким дуэтом стало, например, сотрудничество Эрика Серра и Люка Бессона. Фильм «Пятый элемент» приятно и смотреть, и слушать. Весьма неплохие композиции, которые неотделимы от кадров на экране, Эрик Серра написал и к другим картинам Бессона - «Жанна Д’Арк» и «Леон».
Развитие новых музыкальных жанров подстегнуло, так называемых, промоутеров на поиски свежих решений, которые могли бы помочь продать вверенный им продукт. Когда нужно было любыми путями затащить людей в кинотеатры, а также получить как можно больше прибыли, студии Голливуда взяли на вооружение «комплексный подход». Ныне к каждому новому блокбастеру выпускаются не только кепки и значки, но и саундтрек и даже компьютерная игрушка. Иногда, когда главный герой является одновременно и хитовым исполнителем на эстраде, появляется такой жанр, как видеоклип к фильмам. Взять хотя бы Уилла Смита, сыгравшего, а потом спевшего композиции из фильмов «Wild Wild West» и «Men in Вlack».
Интересно, что в последние годы, завершив огромный круг развития, киномузыка стала возвращаться к своим корням. Доля классической, симфонической музыки становится всё более весомой. Кстати, пример успешного сотрудничества режиссёров и композиторов показали наши русские и советские мэтры. Скажем, в американских классических вестернах сороковых-пятидесятых годов прошлого века вы встретите много русских фамилий (например Дмитрия Тёмкина), которые сочинили «ковбойские темы» на все времена. Прорыв Ханса Зиммера, сочинившего мощнейший саундтрек к «Гладиатору», явно состоялся на фундаменте музыки Сергея Прокофьева, работавшего для Сергея Эйзенштейна и его картины «Александр Невский». А хороший тон в иллюстрации «приключенческого кино» классическими темами задал Исаак Дунаевский в советской картине «Дети капитана Гранта». Так что когда продюсеры франшизы «Пираты Карибского моря» думали какого рода саундтрек должен иллюстрировать похождения капитана Джека Воробья, им было у кого поучиться.
Кстати, в Советском Союзе огромное количество популярной музыки перетекало «в жизнь» именно с киноэкранов. Так было и с песнями из фильма «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Кубанские казаки» и много позже с картинами «Вертикаль», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница», «Формула любви», «Мэри Поппинс, до свидания», «Мимино», «Д’Артаньян и три мушкетёра», мультфильмами «Летучий корабль», «Бременские музыканты» с циклом лент про Чебурашку и Крокодила Гену, Зайца и Волка…
Кого послушать, что посмотреть из XX века:
40-е
Джуди Гарленд («Волшебник из страны Оз»)
Дина Дурбин («Сестра его дворецкого»)
«Воздушный извозчик»
50-е
Мерилин Монро («В джазе только девушки»; «Джентльмены предпочитают блондинок»)
«Карнавальная ночь»
60-е
картины Элвиса Пресли
Beatles («Ночь после трудного дня»; «На помощь!», «Желтая подводная лодка»; «Волшебное таинственное путешествие»)
«Гусарская баллада»
70-е
Джон Траволта («Бриолин»)
Лайза Минелли («Кабаре»)
«Иисус Христос - суперзвезда»
Pink Floyd («Стена»)
«Собака на сене»
«Летучая мышь»
80-е
Патрик Суэйзи («Грязные танцы»)
«Сильва»
«Мы из джаза»
90-е
«Криминальное чтиво»
«Прирожденные убийцы»
«Пятый элемент»
«Матрица»
«Ангелы Чарли»
2000-е
«Гладиатор»
«Пираты Карибского моря»
«Хозяин морей»
…и ещё очень-очень многое, о чём я забыл…
Киномеханик
Иллюстрации - embed kinopisk.ru, открытые архивные источники