Найти в Дзене
Кино и ТВ, Шоу-бизнес

Игры британских престолов

Рецензия к фильму “Две королевы”
Рецензия к фильму “Две королевы”

О судьбе самой знаменитой королевы Шотландии Марии Стюарт россияне примерно так же наслышаны, наверное, как среднестатистический британец - об участи сына Ивана Грозного. Первый фильм о ней ещё на заре кинематографа возник, и с тех пор злосчастную претендентку на английский трон играли и Кэтрин Хэпбёрн, и Ванесса Редгрэйв, и много кто ещё. И чтобы, видимо, иностранный зритель не отвлекался на мысли о том, что для соотечественников интригой никак не является, очередное пришествие Марии на большие экраны начинается с финала. Мол, чем всё закончилось - неважно, ведь создатели на сей раз замахнулись на нечто большее, нежели историческая драма: на восстановление справедливости! Именитому биографу Джону Гаю ещё в начале века удалось раскопать свидетельства того, что многие грехи, в которых современники обвиняли Стюарт, были лишь клеветой жаждущего власти окружения на не по эпохе сильную и не по должности доверчивую женщину. И когда бы ещё его книгу экранизировать, как не в разгар тотальной феминизации Голливуда?

И не дайте названию и трейлерам ввести вас в заблуждение: да, у двух королев, вернувшейся из Франции вдовы-католички и никогда не покидавшей страны протестантки-девственницы, было немало разногласий - в том числе и не уместившиеся в сценарий опытного сочинителя конфликтов для “карточных домиков” Бо Уиллимона. Но создатели изо всех сил стараются объяснить всё происками консервативно настроенных советников, религиозных фанатиков и легкомысленных прихвостней - сплошь мужчин, надо заметить. Вообще, сколь-нибудь положительным героем помимо легковерных сестёр и их придворных дам является лишь один - и то его к сильному полу отнести можно разве лишь формально. Добавлю ещё, что в Великобритании образца середины 16-го века вопрос расовых квот и политкорректности едва ли поднимался. И при всей любви современной аудитории к сценам животной страсти в исторических интерьерах методы соблазнения монарших особ и принуждения к супружеским обязанностям в политических целях у большей части целевой аудитории, скорее всего, вызовут смех недоверия. Вполне могли бы и интернет-мемами стать, добейся картина достаточной популярности у молодёжи.

А такое, впрочем, вполне ещё возможно: динамикой нетипичных отношений и остротой диалогов новинка уступает ближайшей конкурентке в погоне за “Оскаром” (“Фаворитку” Йоргоса Лантимоса в наш прокат выпустят на пару недель позже), но размахом демонстрируемых событий превосходит, как и экспрессивностью актёрского состава, пожалуй. То непокорно сверкая взором, то смиренно очаровывая недавних врагов Сирша Ронан безоговорочно царит на экране. Отважная Марго Робби постепенно исчезает под слоями уродующего грима, зато чуть ли не впервые изображает Елизавету I не жёстким правителем, а вызывающей сочувствие жертвой, остро осознающей свою неполноценность как творца. Единственная их совместная сцена является кульминацией всего повествования - многие критики скоропалительно обличили как миф, но Гай утверждает, что найденные им доказательства бесспорны, да и в театральных постановках её уже более 200 лет исполняют. Неудивительно, что дебютировавшая в кинематографе Джози Рурк - первая женщина-режиссёр, добившаяся управления лондонским театром - сделала такой акцент на этом, заодно ещё раз подчеркнув вклад героинь в исход переговоров. Мастерства в насыщении эмоциями замкнутых пространств ей, конечно, не занимать - кровавая расправа в будуаре беременной королевы запомнится самым придирчивым поклонникам жанра, и напряжение затем лишь продолжит возрастать.

А вот на величественных просторах Шотландии Рурк ещё не успела освоиться, батальные эпизоды смотрятся наивно на фоне придворных диспутов. И от ощущения затянутости в первой половине фильма не всем удастся оправиться к финалу, слегка разочаровывающему отсутствием морального посыла при массе откровенно аморальных. То есть, вроде как, на великое деяние замахнулись, и такую яичницу малыми жертвами не приготовить: очистка памяти об исторически важном персонаже - это вам не Малефисенте добрые глаза пририсовывать. Кто усомнился в фактической стороне вопроса - обратитесь к первоисточнику, там наверняка все ссылки документально оформлены, скоро и в переводе на русский выйдет. Но есть ли причины для проживающих за пределами Королевства смотреть это (кроме ярых фанатов Сирши или Марго, разумеется), а тем более в кинотеатрах - судить не берусь. Глядишь, дождёмся и апофеоза с выворачиванием наизнанку библейского гендерного конфликта - чем Искуситель не шутит...

Кинопортал Ovideo.ru