Владимир Георгиевич Цветков на должность председателя Боровичского горрайисполкома был избран дважды – в 1989 году и в 1990-м. В те самые перестроечные годы, когда перестала властвовать коммунистическая партия СССР, когда вовсю пошёл развал страны, когда в магазинах опустели полки, когда на основные продукты была введена талонная система…
«Главной задачей в эти годы было накормить людей, а это было непросто. Талоны-то были, но продуктами они были не обеспечены» -вспоминает Владимир Георгиевич.
В большом интервью для газеты «Боровичские ведомости» Владимир Цветков вспоминает о личной жизни и жизни Боровичского района.
Это было время «потепления» в отношениях государства и Церкви. До сих пор Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения её деятельности вне стен храмов встречали отпор, вплоть до административных санкций.
- Как раз в этот год, когда приступил к работе в должности председателя горрайисполкома, - рассказывает Владимир Георгиевич, - в Боровичах образовалась инициативная группа православных верующих, целью которой было возвращение Успенской церкви. Они обращались к Президенту Верховного Совета РСФСР, в исполком Новгородского областного Совета народных депутатов, в Боровичский городской Совет депутатов. Обратились и ко мне. Внутренне я изначально понимал, что храмы надо возвращать, но чтобы не было большого противостояния, чтобы всё было естественным, должна быть поддержка общественности. Через газету «Красная искра» я вынес этот вопрос на обсуждение общественности города.
Должен сказать, что к этому времени общественность уже стала поворачиваться в сторону Церкви. В Боровичах большую роль сыграла личность благочинного Боровичского округа, а ныне епископа Боровичского и Пестовского Ефрема. Поэтому решение было принято в пользу верующих.
В это же время прошёл сход жителей деревни Ёгла и прилегающих деревень за восстановление церкви Тихвинской иконы Божьей Матери. Решением Боровичского горисполкома мы зарегистрировали первую в Боровичах православную общину - Тихвинской иконы Божьей Матери. Мы поддерживали верующих во всём. Поэтому, когда к нам обратились жители Перёдок передать здание храма в лоно Церкви, мы приняли такое решение. Музей, который там располагался, перенесли в здание Правления.
Конечно, много было пересудов, разных мнений, было много споров. Но я считаю, что мне повезло быть участников тех событий, когда впервые за долгие годы храмы стали возвращаться в лоно Церкви, и что я к этому движению тоже оказался причастен.
- Владимир Георгиевич, Вы интересуетесь, как сейчас во власти, какие правила? Вообще, сильно они изменились по сравнению с правилами, какие раньше были у председателя горсовета и сейчас – у глав?
- Я не согласен с некоторыми моментами. Власть должна быть в городе. Глава города и района должен быть в одном лице. Но во главе должен стоять город. А сегодня в городе власти нет. Между тем, именно город – это основополагающий объект во власти. Если обратимся к нашему Президенту, в прошлом году в послании он говорил, что вся инфраструктура должна развиваться от города, а не от района. А то получим новые Перелучи. Ведь именно в городе находятся средства труда, производство, производственные силы – основные экономические составляющие.
Сегодня я наблюдаю развитие ситуации в районе в связи с тем, что мы сделали. Поставив главу района на первое место даже в названии, это уже влияет на ситуацию. И город потихоньку сдаёт свои позиции, хиреет. Есть такое выражение, что Боровичи – не первый город в области. Сейчас мы уже даже и не второй…
Но обратите внимание на Москву, я люблю сравнивать ситуацию с столичным городом. Мэру Москвы - Сергею Сабянину - не так просто было пройти во власть и стать авторитетным деятелем, лидером Москвы. Он принял концепцию новой Москвы, которая дала толчок развития экономики города. И в настоящее время есть старая Москва и есть новая Москва. Причём, новая Москва в два раза больше по площади. Почему бы и нам не создать новые Боровичи? Развивать новый город, находить новые подходы, веяния.
Вокруг Боровичей пустых земель много, особенно в сторону Волгино, есть коммуникации.
Можно отдать и Бобровские горы в руки молодёжи - для молодёжных центров, для развития отдыха, спорта, культуры. Путь, они проявят инициативу и обустроят горы. Всё равно там строить ничего нельзя.
Что плохого, если мы будем иметь сегодня в пределах города новые Боровичи, новые земли, новые площади, улицы и т.д. Можно определить места для многоэтажного строительства и отдать их бесплатно строителям для создания рынка жилья, объектов спорта, культуры. Такая практика не нова, давно существует.
- Можно предположить, что у Вас были такие планы, если бы не развал страны?
- Были. В 90-х годах я работал с бывшим архитектором Галиной Александровной Ивановой, у нас был утверждён план развития города Боровичи. И основное направление развития города было направлено в сторону Волгино.
Это очень серьёзный документ, его разрабатывали три Союзных института – по проектированию и развитию города Боровичи. Почему именно всё жилищное строительство, инфраструктура по плану и направлены были в сторону Волгино. В этом направлении построен канализационный коллектор, проведены газ, вода. Очистные сооружения - на Волгино, канализация, коллекторы направлены в сторону Волгино. Газопроводы среднего давления тоже идут в сторону Волгино – всё согласно этому плану, в расчёте на будущее строительство, расширения города. Осталось только депутатам и власти принять решение – пусть люди развивают жилищное строительство в этом направлении!
Здесь, в районе гимназии строилась мощнейшая котельная, было установлено 4 котла на 25 тонн в час выдачи пара, т.е. на 100 тонн! Сравните, сейчас у нас в городе самые крупные котельные выдают 6-10 тонн пара в час. Очень печально, что всё растащено…
Но вот представьте, если бы эти планы удалось бы воплотить. За Гверстянкой по правую сторону были бы пятиэтажные Боровичи со всей инфраструктурой, с детскими садами, школой и т.п. Какая была бы красота!
Можно бы строить до Тиней, до воинской части, до аэродрома. Да и Волгино можно было бы захватить. Для чего у нас есть Сушанский сельсовет, Прогресский? Они нам нужны? Сегодня людей осталось наполовину меньше, район и город имели население 90 тысяч. А сегодня, сколько населения осталось?
- А, куда этот план подевался?
- Где-то лежит, может, кто-то считает, что он уже не актуален.