Найти в Дзене
Виктор Зарецкий

Тереза Мэй и 100 лет с начала войны за независимость Ирландии: каким будет «план Б»?

Британский парламент ожидает «план Б» по брекситу, который премьер-министр Британии Тереза Мэй должна подготовить к сегодняшнему дню. Большинство парламентариев настроены скептически: решить основные проблемные вопросы по-прежнему не представляется возможным.

Предыдущий план по брекситу стал результатом двухлетних переговоров между Соединенным Королевством и Европейским союзом. По итогам обсуждения правительство Великобритании подготовило 500-страничный документ, описывающий, как именно будет происходить выход государства из ЕС.

Документ был утвержден лидерами стран Евросоюза в ноябре, а 15 января 2019-го года был выдвинут на голосование в нижней палате британского парламента. Ее представители заблокировали «план А». Камнем преткновения стал способ решения проблемы с ирландской границей, который не устраивает почти 400 депутатов (две трети Палаты общин).

«Развод» Британии с Евросоюзом предполагает, что 31 декабря 2020 года стороны окончательно разорвут все существующие между ними договоренности. В том числе это касается особого «мягкого» пограничного режима, применяемого между государствами ЕС на основании Шенгенского или других соглашений.

Проблемной зоной стала граница между Республикой Ирландия и Северной Ирландией. На финальном этапе Ирландского конфликта, в ходе которого ирландский народ боролся за отделение от Британии и обретение независимости, ключевую роль в его решении сыграло то, что и Ирландия, и Великобритания являлись членами Евросоюза. Это позволило сделать ирландскую границу «мягкой», упростив перемещение людей и товаров из одного государства в другое. Такое решение было принято в 1998 году в рамках Белфастского соглашения, ставшего частью международного двустороннего британо-ирландского договора. Кроме того, Статья 2-ая конституции Республики Ирландия прямо провозглашает: «Принадлежащая народу территория состоит из всего острова Ирландия, прилегающих к нему островов и территориального моря».

Таким образом, существующие договоренности между Британией и Ирландией не допускают ужесточение пограничного контроля на острове Ирландия. Нарушение этих договоренностей будет означать, что Великобритания отказывается признавать право ирландцев на самоопределение, двойное гражданство и проведение народного референдума по вопросы выхода из состава Королевства в любой момент.

С другой стороны, правила Европейского союза не допускают сохранение «мягкой границы» после того, как государство покидает Европу. Если Великобритания решит проигнорировать этот запрет, это будет означать неуважение Устава ЕС и может вызвать дипломатические разногласия между странами.

В результате проблема оказалась неразрешимой. Британско-ирландские и британско-европейские соглашения оказались тесно связанными друг с другом. Решить оба вопроса мирным путем вряд ли получится. Если Терезе Мэй удастся удержаться у власти, можно будет увидеть, что для нее, как для политика, важнее – мир в государстве или отношения с европейскими соседями.

Сегодня, 21 января, ирландцы празднуют 100-летие со дня начала войны за независимость Ирландии. Первым результатом этой войны стало отделение Ирландской республики от Великобритании, а это, в свою очередь, стало импульсом для Северной Ирландии добиваться расширения своих прав и свобод. Североирландцам удалось получить право на автономное управление под руководством Ассамблеи, автоматическое получение ирландского гражданства по праву рождения на острове Ирландия и свободное перемещение по нему. Все эти достижения для ирландцев священны, и если кабинет Терезы Мэй решить их отнять, это грозит Лондону очередными затяжными беспорядками.