Найти в Дзене
Екатерина Узакова

Кто такой «буллер». Часть 2

Ганс Христиан Андерсен в сказке «Гадкий утёнок» описал типичную ситуацию буллинга: «В зарослях лопуха мама-утка вывела утят, но последний её птенец выглядел ужасно, по мнению обитателей птичьего двора, и не был похож на остальных. Непохожего на всех гадкого утёнка сразу невзлюбили, он подвергался постоянным насмешкам и нападениям. Мама-утка сначала защищала сына, но вскоре охладевает к нему. Гадкий утенок не выдержал унижений и сбежал со двора к болоту, где подружился с гусями». Сказка – ложь, да в ней намёк…

Причины превращения ребёнка в буллера:

- получение удовольствия от процесса;

- скука, потеря смыслов, общая дезориентация в ценностях и правилах;

- желание властвовать и самоутверждаться за счёт более слабых;

- поиск виноватых в собственных неудачах;

- неумение дружить, стремление отталкивать и выживать конкурентов;

- принцип: «Сам страдал, пусть другие страдают»;

- неумение конструктивно разрешать конфликты;

- агрессия и зависть.

Как вести себя педагогу?

Хотим мы или не хотим, но учитель, являясь одним из агентов социализации личности подростков, задаёт пример для подражания. Если он позволяет себе грубые выражения или, как ему может казаться, «смешные приколы» над каким-либо учеником, то это может стать стартовым сигналом для подобного поведения со стороны учеников. Шутить и иронизировать можно, это часто делает психологическую атмосферу урока лёгкой, однако стоит помнить, что шутка должна быть смешной двум сторонам. Задача педагога вовремя заметить и не игнорировать процесс психологического давления. Халатное отношение, пускание ситуации на самотёк может привести к созданию нездоровой атмосферы в классе. Очень опасным является поручение власти таким ребятам и заигрывание с их лидерскими качествами. Завышенная самооценка, умноженная на делегированную возможность командовать, может развязать руки буллеру. Жертва буллинга сильно нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослого, разбор ситуаций, рефлексивная беседа позволит выстроить правильную стратегию поведения.

С уважением, учитель истории Екатерина Узакова
Гимназия №1 города Челябинска.