Найти тему

«Надо бы причаститься… Ну, когда-нибудь»

Ходит человек в церковь, ходит… Исповедуется, причащается. «Молится, постится, слушает радио Радонеж»…

В какой-то момент он тихо, без громких слов, без скандальных постов в социальных сетях просто перестает всё это делать. Одно воскресенье – надо выспаться, второе – день рождения друга был, третий – сложновато что-то готовиться к причастию… И человек решает, что когда-нибудь он обязательно причастится…. Раз-два в год, а то и реже.

В соцсетях зело благочестивые православные и строгие батюшки пишут, что это всё потому, что люди искали не Христа, а что-то другое.

Не могу согласиться с ними. А также не могу не задаться вопросом, что же видит человек, пришедший к нам? Православным христианам. Видит он довольно причудливую и сложную субкультуру. Разобраться во всех нюансах занимает много времени. Дресс-код, иерархия, диета, особый словарь, ритуалы. Всё это залакировано не слишком живым языком, на котором надо два раза в день произносить какие-то слова и каждую неделю слушать обедню. Простите, единоверцы, но если называть вещи своими именами, то именно с этим и сталкивается любой новоначальный. Ой, простите. Любой новенький.

Человеку объясняют, что он «тварь дрожащая» и отныне он должен жить в строгих рамках. Они незыблемы, потому что они – многовековый опыт Матери-Церкви. А кому Церковь – не мать…. Надо обязательно читать утреннее и вечернее правило, обязательно соблюдать все посты и постные дни и Боже вас упаси от несоблюдения «супружеского поста». Шаг влево – срочно на исповедь.

К счастью, человек – существо упрямое. Он начинает разбираться во всех этих нюансах. И язык становится родным, и литургия понятна, и вроде бы…. Жить и не тужить.

Но через некоторое время наступает кризис. Не у всех и не всегда. Чего же не хватает?

На мой взгляд, не хватает смысла. Можно совершать сколь угодно сложные действия, если знаешь зачем и почему ты стараешься. И ровно наоборот. Любые легкие действия без понимания сути, ты не совершишь.

А какая у нас цель? Быть ближе ко Христу? Быть с Ним? Очень хорошо. Но, простите, непонятно. Совершенно. Что это вообще, как это? Вот я верю, что Господь каждую секунду рядом. Верю, что Он плачет рядом со мной, плачущей. Я-то, конечно, могу забывать о Нём. А Он – нет. Он ровно также рядом с девочкой, которая прямо сейчас ссорится из-за капельницы с медсестрой и меня раздражает*. Но Он – и с ней рядом.

-2

Я девочка и хочу платье. Ой, простите. Ну не люблю я эти красивые фразы, которые и объяснить толком никто не может. Иногда я слышала такую вот фразу: «Вот когда почувствуешь, тогда и поймёшь» Ну, отлично, буду ждать у моря погоды…. Всю жизнь.

Может быть, православие нас сделает хорошими людьми? Увольте, полно хороших людей среди мусульман, буддистов, иудеев, агностиков и атеистов!

Счастливыми, богатыми, здоровыми, знаменитыми и пр. и пр. православие нас тоже не сделает. Не надейтесь. Хотя, конечно, христиане бывают и первыми, и вторыми и далее по списку.

Вообще же, если всерьёз, для себя я нашла единственную цель. И не я её придумала. Господь сказал Своим ученикам – «Будьте совершенны как совершеннен Отец ваш Небесный» Мф. 5: 48

Святыми над надо стать, вот что. На литургии мы слышим каждый раз – Святая святым. И клирос, будто испугавшись, отвечает за нас всех спешно – "Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь".

Мы не святые, - поёт клирос. Мы не святые, - говорим мы.

Я не святая, - твержу я везде и всегда. Но именно для достижения этой цели нам необходим Христос и Евангелие. Мы не можем стать святыми без следования заповедям Блаженств, без Евхаристии, без Христа. Но. Невозможное человеку – возможно Богу Лк. 18:27.

-3

Без Христа мы можем быть добрыми, справедливыми, хорошими, верными, какими угодно. Я не иронизирую. Можем. Но только с Ним, только соединяясь с Ним в таинстве Евхаристии – мы можем приблизиться к заповедям блаженств и хоть на сантиметр приблизиться к святости. Именно это движение – к заповедям Блаженств, к святости – мне кажется самым главным в христианстве. Не, не думайте. Меня всё тянет написать колонку «Я и заповеди Блаженств». НИ про одну не могу сказать, что – done.

Всё остальное – все эти «поститься, молиться, слушать радио Радонеж» - это даже дело не второе, оно где-то сотое.

Если конкретно тебе, в конкретный момент нужно попоститься – ну и cлава Богу, постись. Пищевой пост – отличная штука, ты начинаешь понимать, как управлять своим телом. Это – хорошо. Или, например, на Страстной не можешь ничего есть и готовить. Ну и не готовь. И не ешь. А вот пост ради поста – сомнительное развлечение. Я пробовала. Честно – не советую.

Молитвы из молитвослова? Года три назад я словила на них не особо приятный психиатрический симптом и решила, что молиться так я больше не буду, пока не захочется. Пока не захотелось. Я в этом не каюсь, это мои личные отношения с Богом. Иногда я читаю Псалтирь, иногда Евангелие. Плохо, чаще надо читать. Чаще. Лично мне. Про вас – я не знаю ничего.

Про радио «Радонеж»…. Могу только дать совет отцам, в стиле Г. Остера. Назначайте так епитимьи. Думаю, за серьёзный грех - можно и телеканал Спас заставит смотреть. Пользуйтесь. Не благодарите.

Мне очень жалко, что иногда люди видят только эти рамки и не видят свободы и красоты Православия. И нет, это не их вина, это наша общая беда, что мы не умеем показать ничего, кроме рамок. Даже обсуждаемые инста-матушки – и те показывают рамочки. Покажите мне такую матушку в штанах и без платка. И не на даче. Все эти наши рамки, к сожалению, слишком заметны, они кажутся каркасом, которым, конечно же, не являются. Но ежели мы они таковыми не являются, почему каждый пост мы все радостно обсуждаем креветки и секс??? Почему любой пост в соцсетях, где будет написано про джинсы в храме, вызовет 300 + комментариев? Я проверяла. Почему если мы начинаем об Евхаристии, разговор сразу скатывается на частоту причащения и обязательность исповеди каждый раз? Я не понимаю, о чём тут спорить. Условная Маша – каждую неделю и не каждый раз исповедь (если всё штатно), условный Петя – раз в месяц и исповедь перед каждой. Им хорошо и слава Богу.

Я была редактором очень большого интернет-портала и понимаю, почему креветки и рыба в Великий пост читаются лучше, чем любые серьёзные статьи. Се ля ви.

-4

Однако остается вопрос, как же нам показать новым людям, что Православие – это не только креветки с авакадо в пост?

Я страшную вещь скажу. Христианство – это про кровь, пот и тяжеленный крест. Да и ученики следовали за Ним не в автобсуах с кондишном и Еванеглия писались не в фб с инстой.

Но христианство – это ещё про свободу, а не рамки. Про Нагорную проповедь, а не про квасной патриотизм, в котором много энергии и агрессии. Про то что мы куплены дорогой ценой, а поэтому и должны себя любить и очень беречь, а не про то, что любой мужик в рясе нам может указывать, как жить.

Полного ответа на эти проклятые вопросы у меня нет. Но немного мыслей – ниже.

Во-первых, служить литургию так, чтобы каждый человек чувствовал себя её участником и одновременно чувствовал, что делает общее дело с теми, кто стоит и молится. Как это сделать? Не знаю. В каждой общине - своё.

Во-вторых, закрыть во всех СМИ рубрику «Ответ батюшки». Люди, ау. Это же катастрофа. Простите, мне даже лень писать почему.

-5

В-третьих. Это будет совет духовенству. Хамский, конечно же. Отцы, родные, пожалуйста, не надо никого благословлять на рыбу в пост, а то и молочку! Слушайте, это же тоже катастрофа. Пусть люди сами – сами. Ну, сколько же можно? Вы всерьёз уверены, что знаете лучше, можно ли человеку рыбу или нельзя? А другие какие у вас суперспособности? Что будет с Родиной и с нами – знаете?

В-четвертых. Братья и сёстры! Это будет про нас. Давайте не мучить батюшек тем, с чем мы сами в состоянии разобраться. Как молиться, как поститься, слушать ли радио Радонеж – это всё сами можем решить. И не спросить у батюшки, можно ли есть рыбу в Великий пост – это не грех, нет.

Так и появляется ответственность. Это я так решил, за это мне отвечать. От неё бывает страшно и больно, но потом сильно лучше. Я проверяла.

В-пятых. Это будет обращение ко всем единоверцам и к себе в первую очередь. Дорогие, хватит уже говорить о креветках, женской крови и сексе. Я опять проверяла. Очень крутой отклик на такие посты. Напишешь о женской крови, соберутся почему-то мужики. И в рясах, рясах тоже.

Давайте уж котиков что ли постить, собаченек, цветочки, куличи, малышей? Ну, не тянем мы серьёзные разговоры (я вот не тяну), но может мы потянем просто НЕ обсуждать инста матушек, платки, юбки и женскую кровь?

-6

Помните, как у знают, что мы ученики Его? По любви между нами. Где к нас любовь? А именно – любовь и есть основа. Именно её мы и должны показывать тем, кто ещё не переступил порог храма. Или тем, кто переступил, но не знает, что он там делает. Да и для нас – это очень, очень важно. Только любовь. Вот фразу «Бог есть любовь» я с трудом понимаю, а вот любовь человеческая – я её чувствую и чувствую её отсутствие. Когда её нет – очень горько и страшно. Но без любви – нет смысла. Нет. Он возникает только, когда она есть. А нет смысла – нет ничего… И незачем причащаться. И исповедоваться… И вообще – жить.

* Колонка была написана в больнице