Основным нормативным документом, регулирующим правила использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на территории РФ является Воздушный Кодекс Российской Федерации. Согласно пункту 3.2 статьи 33 Воздушного Кодекса РФ государственной регистрации подлежат все беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов. Другими словами, с 5 июля 2017 года каждый дрон массой более 250 грамм подлежит учету и регистрации в Федеральной службе безопасности (ФСБ) и в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация), а пилоту для управления мультикоптером необходимо получить лицензию в Министерстве транспорта. Также непосредственно перед каждым использованием дрона необходимо получить разрешение на использование воздушного пространства в Зональном центре единой системы организации воздушного движения и предоставить план полета.
На первый взгляд, выглядит все довольно запутанно. На деле же законодательная база, регулирующая БПЛА, находится только на стадии урегулирования, а примеров применения закона на практике нет: ни Росавиация, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативно-правовых актов, обеспечивающих порядок исполнения закона. Более того, Минтранс выпустил официальный комментарий, согласно которому правила о постановке дронов на учет вступят в силу не раньше апреля 2018 года; до этого момента пользователям можно беспрепятственно запускать беспилотники, не опасаясь ответственности за отсутствие регистрации.
Несмотря на отсутствие правовой практики, каждый пилот должен понимать, что мультикоптеры представляют собой источник повышенной опасности: пикирующий на скорости 60 км/ч дрон может серьезно поранить человека или животное, а то и стать причиной его гибели. Поэтому при полетах пилоту не помешает знать о некоторых ограничениях и соблюдать элементарные требования безопасности:
- Перед полетом удостоверьтесь, что все рабочие элементы дрона, стабилизатора и контроллера Karma находятся в исправном состоянии. В этом вам поможет данный чеклист. Если вы нашли хотя бы одну критическую неисправность, отложите полет и обратитесь в сервисный центр по месту покупки;
- Перед совершением полета удостоверьтесь, что вы не находитесь и не пролетите над зонами ограничения полетов, опасными или запретными зонами. Карта подобных зон представлена на следующем ресурсе;
- Без предварительного согласования и даже в некоммерческих целях не рекомендуется совершать полеты:
- Вблизи гражданских и военных аэропортов и аэродромов, а также в зоне взлета и посадки крупногабаритных воздушных судов (самолетов, вертолетов и т.д.). Не подлетайте к таким зонам ближе, чем на 8 километров;
- Вблизи военных и охраняемых объектов, а также государственных объектов и правительственных учреждений, где установлен контрольно-пропускной режим (например, воинских частей, военных полигонов, государственной границы РФ и т.д.);
- Вблизи промышленных объектов и предприятий (заводов, АЭС, ЛЭП и т.д.);
- Над закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО);
- Над скоплением большого количества людей (густонаселенные районы, концерты на открытом воздухе, митинги и т.д.);
- Вблизи зданий и мест проживаний людей. Помните: частная жизнь неприкосновенна!
- Над природными заповедниками и национальными парками;
- Вблизи миграционных путей стай перелетных птиц.
- Не совершайте полеты при плохих погодных условиях: в туман, снег, дождь, при сильном ветре, в ночное время;
- При совершении полета никогда не упускайте дрон из вашей зоны видимости, сохраняйте постоянный визуальный контакт с устройством;
- Не подлетайте слишком близко к себе или к окружающим. Всегда соблюдайте дистанцию;
- Не прикасайтесь к квадрокоптеру во время полета и сразу после посадки до полной остановки его пропеллеров;
- Не рекомендуется доверять управление БПЛА детям до 14 лет.
Придерживаясь этих требований, вы не навредите себе и окружающим, не преступите действующее законодательство и сделаете ваш полет комфортным и безопасным.