Найти тему

Мифы и реалии пирамиды Хеопса, часть 4: что есть что в «разгрузочных камерах»

Оглавление
-2

«Разгрузочные камеры» в пирамиде Хеопса – это пять пустот над так называемой «Камерой Царя» с гранитным саркофагом. Принято считать, что это гениальное изобретение было реализовано строителями для снижения давления от почти миллиона тонн вышележащих слоев пирамиды на потолок и стены Камеры Царя.

Сечение разгрузочных камер над Камерой Царя. Снизу вверх» «камера Дэвидсона», «камера Веллингтона», «камера Нельсона», «камера леди Арбатнот», «камера Кэмпбелла».
Сечение разгрузочных камер над Камерой Царя. Снизу вверх» «камера Дэвидсона», «камера Веллингтона», «камера Нельсона», «камера леди Арбатнот», «камера Кэмпбелла».

Царский подарок для недоверчивых потомков

В своей книге Дж.Е. Перринг, помощник Г. Вайса, первооткрывателя четырех из пяти разгрузочных камер над Царской Камерой пирамиды Хеопса приводит несколько примеров блоков в составе их конструкции с небрежно сделанными надписями. В этих деловых пометках прочитываются названия строительных бригад, технологические знаки и имя заказчика, на которого и на средства которого они трудились: это имя фараона Хуфу (греческие авторы называли его «Хеопс»). Перринг обнаружил эти пометки в восточном и западном углах камеры Веллингтона, в западном углу камеры Нельсона, на южной, западной и северной стенах камеры Арбатнот, а также на восточной, западной, северной и южной стенах камеры Кэмпбелла. Естественно, никто не собирался, как это делалось до и после Хеопса, обозначать принадлежность данного сооружения данному царю – тем более простецкими надписями в тех местах, которые никто не мог видеть после 18-го или 19-го года строительства. Главная стройка государства, символ его могущества, благополучия и процветания сейчас и во веки веков, длилась почти всю жизнь людей, живших в стране в эти времена. И мало кто мог подумать, что кто-то сейчас и во все последующие времена не будет знать, что это и с именем кого это навсегда связано.

Фото и прорисовка наилучшим образом сохранившегося картуша   (это символический защитный овал, который обязательно должен был 
окружать имя правителя) в камере Кемпбелла (из книги Г. Вайса, 1840 г.)
Фото и прорисовка наилучшим образом сохранившегося картуша (это символический защитный овал, который обязательно должен был окружать имя правителя) в камере Кемпбелла (из книги Г. Вайса, 1840 г.)
Еще одна деловая пометка строителей с именем Хуфу (Хеопса) красной  охрой на блоке одной из разгрузочных камер. Рядом - граффити черной 
   сажей вида «здесь был Вася» из августа 1948 (или 1946) года.   (*)
Еще одна деловая пометка строителей с именем Хуфу (Хеопса) красной охрой на блоке одной из разгрузочных камер. Рядом - граффити черной сажей вида «здесь был Вася» из августа 1948 (или 1946) года. (*)

О пользе строительной механики

А теперь придется поправить уважаемых Г. Вайса, Дж. Перринга и всех тех туристов и египтологов, кто вслед за первооткрывателями вот уже почти двести лет полагает, что эти 43 циклопические балки из лучшего асуанского гранита без малого сорок шесть веков спасают главное помещение Пирамиды от «нависающих сверху почти миллиона тонн кладки».

Цитата и рисунок из книги Р. Валеева «Тайны египетских пирамид», издательство «Знание», Москва, 1991, серия «науки о Земле», 3/1991:

« … Знаменитые «разгрузочные камеры» ничего не разгружают. Это всего лишь миф, удивительно прочно вошедший в египтологию. Для того, чтобы в этом убедиться, совсем не надо разбираться хотя бы в азах сопромата. Дело в том, что на все эти 43 балки ровным счетом ничего не давит. Если бы не была Пирамида бесценным памятником истории и культуры, можно было бы сказать так: все эти балки можно совершенно спокойно выпилить и пустить на сувениры. И ничего не случится. А вот крышеобразные балки-стропила над самой верхней из пустот, над камерой Кемпбелла, трогать не стоит даже теоретически – как раз они-то и держат на себе те 450 тонн, которые угрожают царской камере. Да-да, не миллион, а всего лишь приблизительно 450 тонн, потому что над стропилами расположен не штабель блоков, а сцепленная кладка, которая образует что-то вроде печально известного проектировщикам бункеров свода самообрушения, который всегда появляется в спрессованном сыпучем материале. А большие количества кирпичей ведут себя как, скажем, сырой песок, шлак или комбикорм над открытым разгрузочным отверстием в бункере. Кладка сама собой образует ложный свод – будь строители опытнее, они бы вообще не поставили никаких плоских балочных перекрытий, разве что с чисто декоративными целями: любой камень очень плохо работает на изгиб. Трудно поверить, но это факт: Великая пирамида является одним из самых первых на нашей планете сооружений построенных целиком из камня. Строители еще осваивали не до конца понятный им конструкционный материал и явно предпочитали не рисковать без крайней надобности в самых ответственных ситуация: при оформлении потолочных перекрытий для пустот в гигантском сплошном массиве безрастворной кладки. Большая Галерея перекрыта ложным сводом, узкие коридоры – цельными блоками, Камера Царицы – двускатной «крышей» из известняковых стропил. ... Этого показалось недостаточно для вдвое большего по площади царского покоя, защищаемой похожей известняковой «крышей» - и его решили превратить еще и в блиндаж в пять накатов, для подстраховки. Но поленились обтесать верхние поверхности каждой из балок (после выломки в асуанских карьерах заготовки получались разных размеров), просто положили их через слой кладки. Так появились «разгрузочные» (по мнению и первому впечатлению бравого полковника-исследователя, любителя очевидных решений и черного пороха) пустоты над камерой с саркофагом.»

Давление вышележащей кладки на перекрытие, на самом деле защищающее царскую камеру и так  называемые разгрузочные камеры:  1 – 7850 тонн (столб неперевязанной кладки – чисто теоретическое допущение);  2 – 450 тонн (это масса конуса под неизбежно образующимся в нормальной кладке сводом самообрушения);  3 – способ сведения давления к нулю, о котором не подумали строители, - искусственный ложный свод.
Давление вышележащей кладки на перекрытие, на самом деле защищающее царскую камеру и так называемые разгрузочные камеры: 1 – 7850 тонн (столб неперевязанной кладки – чисто теоретическое допущение); 2 – 450 тонн (это масса конуса под неизбежно образующимся в нормальной кладке сводом самообрушения); 3 – способ сведения давления к нулю, о котором не подумали строители, - искусственный ложный свод.

Казалось бы, все давно сказано и все вполне очевидно и без этой книжки – если, как говорят в Китае, думать не только глазами. Но бал правят, как всегда, мифы: бесконечные пересказы, слово в слово, первых впечатлений Вайса и Перринга и термин «разгрузочные камеры». Термин, надо признать, красивый и звучный.

Впрочем, очень и очень редко, но все-таки встречаются и здравые суждения об этих пресловутых пустотах:

Цитата из реплики на каких-то форумных посиделках 2016 г. участника под ником «tixmr»:

« … Самым существенным фактом конструкционных особенностей разгрузочных камер является то, что они не нужны, почти бесполезны для тех целей, для которых их обычно создавали. Хотя об этом древние египтяне и не знали. Дело в том, что несмотря на огромный вес вышележащих слоёв пирамиды, максимальная общая нагрузка на общую площадь перекрытий Камеры Царя, будь они сделаны без разгрузочных камер, не может превышать 500-600 тонн. Это вызвано тем, что каменная кладка равномерно распределяет нагрузку, и максимальная нагрузка на такой конструктивный элемент как Камера Царя в Б[ольшой] П[ирамиде] Хеопса определяется весом "конуса осыпания" кладки внутри пирамиды в случае, если Камеру Царя из пирамиды изъять. А это всего лишь 500-600 тонн камней.»

Этот «tixmr» - явно технарь, а не историк. Впрочем, он мог просто кого-то пересказывать.

Невольный оттенок иронии в подзаголовке «О пользе строительной механики», наверное, все же не слишком уместен в отношении архитекторов и строителей на строительной площадке в Гизэ 46 веков назад. Они, это очень заметно во многих мелких, казалось бы, деталях их творений, надеялись только на себя, на свой здравый смысл и на предшествующий опыт. Свой и своих коллег по ремеслу. У них за спиной не было наших справочников и учебников. А этот гранитный «блиндаж в пять накатов» - может статься, в этом «усилении прочности» и в чрезмерно затратной перестраховке были виноваты не архитекторы, а просто кто-то из мало разбирающегося в этих делах начальства. Те, кто разбирался, не могли не понимать, что всю тяжесть сверху держат именно «стропила», надежно упертые вниз в мощную толщу кладки. Но не перечить же сильным мира сего. Тем более что перестраховка в важных делах, сколь избыточной она бы не казалась – она никогда не бывает лишней.

Наверное, примесь иронии неуместна и в адрес Вайса и Перринга – до появления инженерной дисциплины, которая объективно, а не эмоционально или по наитию, оценивает всевозможные постройки, было еще достаточно далеко. Но полковник с инженером могли бы быть все-таки более наблюдательными и более склонными к простому здравому смыслу. Красивый термин – не воробей, провозгласят – и попробуй потом всех переубедить.

К этому добавлю еще одно свое соображение: из камеры Кемпбелла видны, естественно, только нижние плоскости известняковых (а вот именно здесь не помешал бы именно гранит) «стропил». Поэтому принято считать, что здесь установлен только один слой таких блоков. На самом деле их там должно быть больше (то же самое должно происходить над Камерой Царицы) – 2, 3 или даже больше слоев «стропил» (судя по пиетету строителей перед Камерой Царя). В одном общедоступном месте на плато Гизэ, его видят все туристы, есть еще один пример ученичества строителей Хеопса: здесь хорошо видно, что при защите пустоты строители в гораздо менее серьезной ситуации применили два могучих слоя подобных «стропил» из качественного прочного известняка. А в пирамиде фараона по имени Сахура, очень наглядно препарированной минувшими веками, всё было сделано, оказывается, просто блистательно:

Сечение пирамиды Сахура, V династия.     (*)
Сечение пирамиды Сахура, V династия. (*)

- - -

(*) иллюстрация из интернета

Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх). И – подписывайтесь на канал.