Книга представляет собой сборник историй, сказок, притч, которые «обрамлены» рассказом про царя Шахрияра и его жену Шахерезаду, сумевшую спасти себе жизнь, благодаря мудрости и находчивости.
Кратко о сути: Шахрияр, узнав об измене своей первой жены, решил, что все женщины одинаковы. Он принял решение: каждую ночь проводить с новой супругой, затем, убивать очередную жену. Все шло по задуманному, пока очередь не дошла до Шахерезады. Она была девушкой умной, смекалистой, поэтому каждую ночь рассказывала царю занимательные истории. Шахрияр просто не мог убить Шахерезаду, не услышав очередной сказки. В итоге, день казни постоянно откладывался. Так продолжалось 1001 ночь, после чего Шахрияр помиловал рассказчицу и больше не злодействовал. Но это красивая легенда, не более.
Историки спорят, кто и когда на самом деле написал столь масштабное и значимое произведение.
Версии:
1. Сказки имеют индийское и персидское происхождение и записаны некими грамотными людьми со слов простолюдинов на заре развития цивилизаций. В результате, появился сборник «Тысяча сказок», который постоянно дополнялся новыми историями, в том числе, добавляемыми переписчиками из других стран.
2. Сильвестр де Саси – лингвист из Франции, считал, что книга не росла постепенно, а появилась практически сразу, примерно, в 15 веке. Причем именно в арабском мире. Ученый аргументировал свою позицию тем, что мировоззрение книги полностью мусульманское, да и события развиваются в Мосуле, Дамаске, Каире, Багдаде и т. д. А то, что в текстах фигурируют другие страны – так это для значимости.
3. Переводчик и востоковед Лейн предложил еще более смелую версию: книга писалась с 15 по 16-17 века. Вероятно, один составитель начал работу, а продолжали совсем другие. Лейн, в частности, аргументирует свою позицию тем, что в тексте упоминается кофе.
Мировую известность книга обрела в переводе француза Галлана, который, как выясняется, дополнял книгу новыми историями. Помогал ему в этом Ханна Дияб из Алеппо, знавший на память множество сказок. Благодаря Галлану, в сборник вошли истории про Аладдина и про 40 разбойников, которых обхитрил Али-Баба. «По мотивам» пробовал писать и Пушкин.
В общем, вывод можно сделать такой: выяснять точно, когда и кем записывались истории «1001 ночи» - удел ученых. Очевидно, что сборник не мог появиться сразу. В него, видимо, вошли самые разные истории, характерные для ряда стран и культур.