(Ликвидаторам чернобыльской
аварии посвящается)
Почему-то в нашей жизни так случается, что почти все достижения технического прогресса человек оборачивает против себя, против всего человечества.
Так случилось и с открытием атомной энергии. Сначала Хиросима и Нагасаки, затем Чернобыль. Да, еще холодные головы милитаристов всех стран обладающих атомным оружием размахивают им, угрожая всему миру…
А в мире в 1961 году родился и рос обыкновенный сельский мальчишка, один из миллионов, населяющих нашу планету. Бегая по улицам родного села в шумной ватаге, он не думал и не знал тогда, что его жизнь распорядится таким образом, что она пересечется с этим «прогрессом» и со страшным, и зловещим словом «ликвидатор»…
Призвали Ивана в 1979 году служить в армию и отправили в «учебку» в Кронштадт под г. Ленинградом учиться на пожарника, и не просто пожарным, а специалистом по пожаротушению и ликвидации последствий пожара на морских судах. После «учебки» его отправляют на дальний Восток, и из так называемых «Красных казарм», распределяют служить в воинскую часть.
Он попадает в г.Владивосток, одна из крайних точек нашей бывшей Родины. Здесь Ивана определяют в подразделение береговой пожарной службы на авиабазу самолетов с вертикальным взлетом для авианосца «Минск».
Его служба шла обычным порядком, как положено с отработкой приобретенных в «учебке» навыков, с имитацией возгорания судна и ликвидацией пожара, оказания необходимой помощи «пострадавшим» морякам. Но это только учебные тревоги и «киношные» пожары, но выучка была настоящей.
Тогда Иван не думал и не знал, что это ему пригодиться когда-нибудь в обыденной жизни.
Но, не успел он «перевести свой дух» от армейской жизни, как стряслась большая беда – взрыв на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС).
И в первых рядах команды «ликвидаторов» оказался молодой моряк-пожарный Иван Васильевич из Бессарабского села. Ведь тогда было: « Родина, зовет!», «надо!» и мы шли. Так и он не задумываясь о последствиях расчищал зловещие завалы и рубил «рыжий» лес, днем и ночью работал в этой безмолвной мертвой зоне, а над ним и над всеми, кто был рядом витал «демон смерти», невидимая энергия того самого «прогресса», которая превышала во много раз предельно-допустимые санитарные нормы.
Но тогда они не знали и не думали об этом, общая и страшная беда сплотила их «ликвидаторов» в монолитный и мощный коллектив, движимый одной общей целью спасти людей и быстро ликвидировать последствия страшного взрыва.
Рассказывая, об этом Иван как-то поднял свою голову и как будто сквозь меня направил свой взгляд вдаль, вспоминая те страшные события, свою молодость, своих товарищей - «ликвидаторов», многие из которых сегодня и в живых нет…
Вздохнув тяжело и выпрямившись, он посмотрел на меня и улыбнулся. И эта скромная улыбка, говорила о многом, в ней отражалась человеческая надежда и присущий ему оптимизм на преодоление всех трудностей в этой жизни, на ставшее почему-то сейчас холодное и не медицинское отношение медиков, на длинные и неуютные коридоры госчиновников, на всевозможные грабительские реформы и экономические кризисы…
По-другому и быть не может, ведь он моряк-пожарник и «ликвидатор», прошедший, как говорят в народе: « огонь и воду, и медные трубы…»
Сейчас Иван живет в родном селе, много лет проработал механизатором в колхозе и ныне «эпизодически» трудится на частных сельхозпредприятиях района.
Его скромность и природный оптимизм дают ему силы противостоять и бороться с последствиями технического «прогресса». И в этом большую поддержку и всяческую помощь оказывает ему его родная сестра Мария, которая живет в одном доме с Иваном. Они взявшись за руки, брат и сестра идут по этой жизни, жизни, которая не всегда добра и приветлива к нам, но чертовски прекрасна…
Константинов Русинов