(2018, США)
Кажется, ещё ни один киногерой не переживал за столь короткий срок так много экранных воплощений, как драконо-татуированная девушка Лисбет Саландер, героиня книжной трилогии шведа Стига Ларссона "Миллениум". Сначала её похождения были целиком экранизированы на родине, и десять лет назад в шкуру первой "девушки" влезла мало кому известная тогда (но не сегодня) Нуми Рапас. Затем держащий нос по ветру Голливуд быстро обмозговал эту тему и через пару лет выдал римейк первого шведского фильма, нарисовав дракона на спине уже своей Лисбет - Руни Мара. Однако "римейчить" вторую и третью часть оригинальной кинотрилогии американцы не рискнули. Сказались, видать, плоховатые кассовые сборы их "Девушки", которая хоть и не стала провалом, но особо гордиться ей тоже было нечем.
Однако в 2015-м, спустя 11 лет после смерти Стига Ларссона, ушлые книгоиздатели выпускают четвертую книгу о хакерше Саландер, написанную другим автором (Давид Лагеркранц) по оставшимся ларссоновким черновикам. И хоть шведские киношники её уже проигнорировали, Голливуду она внезапно показалась интересной. Чем именно, становится очевидно после знакомства с этой картиной.
Не знаю, как обстоят дела у четвертой книги, но даже по её экранизации можно определить, что Ларссоном в ней и не пахнет. От его красивых детективных заморочек и журналистских расследований тут не осталось и следа. "Девушка, которая застряла в паутине" - это уже наитипичный голливудский боевик в духе "Миссии невыполнимой", разве что с бюджетом в четыре раза меньше (40 млн. $). Зато - с такими же амбициями и заговорами всемирного масштаба в фундаменте сюжета. Вот только если в "Миссии" эта шизофреническая хрень изначально подается в несерьезно-игровом ключе, то здесь никому не до смеха, ни сценаристам, ни их героям. И оттого лица последних будут хмурыми от начала и до конца, а количество произнесенных ими за два часа шуток уместится на обрывке тетрадного листа.
Начало картины тоже во всем равняется на Бондиану. И с ходу начинает фонтанировать идиотизмами, от которых Ларссон, небось, в гробу перевернулся, и неоднократно. Некоего перебежавшего из Америки в Швецию хакера Бальдера, прежде работавшего на АНБ, гложут муки совести. Дело в том, что он создал программу, которая позволяет взять под контроль (только не смейтесь... а хотя, смейтесь, кого стесняться-то?) всё-всё-всё ядерное оружие в мире. Причем буквально с любого домашнего компьютера или даже с игровой приставки. И вот теперь Бальдер ищет Лисбет Саландер для того, чтобы она взломала ему а-эн-бэшные сервера и украла оттуда эту зверь-программу. Чтобы потом её автор собственноручно её уничтожил. Ну вы же знаете этих ламеров из АНБ: все важные файлы там всегда хранятся в одном месте и в одном экземпляре, а после скачивания любого из них оригинал вжжух! - и волшебным образом исчезает.
Лисбет говорит американцу "Нивапрос!", выпинывает из своей койки очередную любовницу, закуривает сигарету и, не успевает ещё та догореть, как наша суперхакерша уже тыбзит нужный ей софт. Но кто бы мог подумать, что человек, способный на такие фокусы, элементарно не умеет заметать за собой следы! И когда агент опозоренного АНБ запускает программу "Держи вора!", через пару секунд перед ним уже открыта карта Стокгольма едва ли не с адресом похитительницы.
Столь же легко и просто берлогу хакерши находят убийцы из группировки "Пауки", которым тоже позарез нужен прикольный софт для баловства с ядерными ракетами. А также - его создатель, ведь вход в программу зашифрован адски сложным шифром, где... Нет, серьезно, восхититесь интеллектом сценариста, придумавшего шифр, где каждую букву надо тупо заменить её порядковым номером в алфавите! И только сам Бальдер может это расшифровать - больше во всей Швеции таких гениев нет.
Ну а дальше, как водится в боевиках, до самого финала мы будем наблюдать межгеройские разборки разной степени стрельбучести и прыгучести. С непременной эпической битвой в конце, скатившейся и вовсе в треш-фантастику с чудо-бластерами, докторами-отравителями, засовыванием людей в вакуумную упаковку и прочими штучками-дрючками под девизом "Стиг Ларссон был лох, уж коли не смог до такого додуматься".
В этом и кроется фатальная проблема картины. Будь она серьезным умным, иронично-умным или иронично-тупым боевиком, это бы ещё куда ни шло. Но она, к сожалению, представляет собой самое неудачное сочетание из всех возможных: серьезности и тупости. И примеров тому кроме вышеназванных ещё целая уйма.
Вот Лисбет убегает от врагов и угоняет с автостоянки машину, выбирая из десятков моделей, конечно, самую беспалевную - "ламборджини"! И катается на нём средь бела дня, будучи уверенной, что никто не ищет угнанный дорогущий суперкар, летающий по дорогам Швеции с таким рёвом, что его слыхать аж на другом берегу Балтики.
Или вот к подруге Лисбет подваливает незнакомый тип и говорит: "Слышь, ты, мне надо срочно найти Саландер!". "Вы кто такой? - фыркает подруга. - Я вас не знаю! Идите на**й!" "А ты в курсе, - не отстает тот, - что твоя Лисбет кроме тебя спит ещё с несколькими бабами?" "Ах она стерва! - мгновенно верит на слово чёрт-знает-кому подруга. - Ладно, мужик, на вот держи секретный телефон, который она оставила мне для связи с нею"... Серьезно, ничуть не утрирую - именно так их диалог и протекает. Да и все прочие звучат немногим умнее и содержательнее.
***
В общем, если вам нужен малобюджетный вариант "Миссии невыполнимой", только с главным крутышом женского пола, то "Девушка, которая запуталась в паутине", это практически оно и есть. Всем же поклонникам оригинальной ларссоновской "девушки" здесь ловить абсолютно нечего, и ничем кроме разочарования данное кино вас не наградит.