"Артиста миманса" Анатолия Кузнецова читала при свете ночной лампы.
Рассказ был напечатан в "Новом мире" во времена Твардовского, за что его, главного редактора, нещадно били и терзали на всяких партийных вакханалиях. И даже, по-моему, ненадолго закрыли выпуск самого журнала.
Мне это номер журнала с "Артистом миманса" дал почитать мой возлюбленный молодой человек: очевидно, я со своей провинциальной восторженностью не дотягивала до его диссиденствующего интеллекта. Он сказал, что книга - запрещенная и читать ее надо по ночам в одиночестве. Что я и делала. А когда прочитала - рассказ, кстати, великолепный - никак не могла взять в голову: почему его запретили? Обычная вроде история про закулисье театра...
Потом-то Кузнецов написал и даже напечатал "Бабий Яр" - страшную книгу о том, как расстреливали евреев во время войны. С нынешней точки зрения, тоже ничего нет запретного, но тогда, в советское время, правда о войне строго дозировалась (сейчас, по всей видимости, начинается та же история)
Вообще, книг боялись: их запрещали, рассыпали, жгли. За неугодную тематику, за правду, за непокорность или инакомыслие автора. В истории литературы точно найдется ни одна сотня книг, по разным причинам неудобная власти.
В нацисткой Германии сжигали мою любимую книгу - "На Западном фронте без перемен" Ремарка ("Война уничтожила в нас все" - такую фразу не могли простить).
В СССР запрещали книгу Оруэла «1984» - за «неправильное» описание коммунизма. А США – «Над гнездом кукушки» и «Убить пересмешника» Харпер Ли – за расизм.
Запрещали "Лолиту" Набокова и "Любовник леди Чаттерлей" Лоуренса - за разврат.
Вы будете смеяться, но за разврат запретили даже сказку «Конек-Горбунок» Ершова. «Вишь, что старый хрен затеял: хочет жать там, где не сеял! Полно! Лаком больно стал!»
Любимого с детства «Крокодила»,который солнце проглотил, Корнея Чуковского, запрещали за … бессмыслицу.
Даже невинный рассказ Конан Дойля "Этюд в багровых тонах" был запрещен за пренебрежительное описание масонов.
"Доктор Живаго" - даже не знаю, за что... Запрещали и все.
Запрещенных книг в истории литературы наберется немало...