Найти тему

Где в самолете самое безопасное место

Оглавление

Авиационный транспорт считается наиболее надежным, но время от времени катастрофы, к величайшему сожалению, случаются. Какое кресло занять, чтобы иметь шанс выжить?

Давайте разбираться.

За всю историю гражданской авиации в мире погибло меньше 150 000 человек. В автомобильных авариях каждый месяц гибнет людей и поболее, но пассажиров авиакомпаний такая статистика не успокаивает. Семь человек из десяти панически боятся летать, поэтому для них важно - какие места в салоне самолета считаются самыми надежными.

Ученые проводят исследования, используя различные методы. Каждый из них нельзя назвать единственно верным, поэтому будем сравнивать все три.

Анализ статистики

Это самый общий взгляд. Например, Национальный совет по безопасности на транспорте в США оценивает ситуацию только по авиационным происшествиям в Северной Америке. Гибель воздушных судов на других континентах они в расчет не берут. Однобоко, да. Но с другой стороны, американцы детально изучили все свои катастрофы за последние 45 лет, разобрали разбитые самолеты до винтика и установили причины гибели каждого пассажира.

Судя по их отчету, салон пассажирского лайнера можно разделить на три условных зоны:

Красная зона (первые шесть рядов) - выживают 47 % пассажиров.

Желтая зона (середина салона) - выживают 56 % пассажиров.

Зеленая зона (последние шесть рядов) - выживают 69 % пассажиров.

Результат сравнения авиакатастроф за последние 35 лет.
Результат сравнения авиакатастроф за последние 35 лет.

Также в каждом из докладов содержится статистика - сколько пассажиров использовали ремень безопасности, а сколько проигнорировали сигнал "Пристегните ремни". Вторая категория автоматически попадает в разряд смертников и не учитывается в дальнейших выкладках. Процент выживаемости в зонах разного цвета дается только для пристегнувших ремень! Поэтому на борту внимательно изучайте инструкции по безопасности и соблюдайте все рекомендации стюардесс.

Опрос выживших

В 2009 году ученые Гринвичского университета провели масштабное исследование по заказу Управления гражданской авиации Великобритании. Были опрошены 1739 пассажиров, которые выжили во время различных авиакатастроф или аварийных посадок, закончившихся возгоранием самолета. По их свидетельствам составили карту салона, которая несколько отличается от американской версии. Здесь тоже выделены три различные зоны, но скорректированные с учетом пожара на борту. В этой ситуации пассажирам удается спастись в первые две минуты, поэтому наибольшие шансы выжить имеют те, кто сидит на местах у прохода и не дальше пяти рядов от аварийного выхода.

В целом результаты исследования выглядят так:

Красная зона - 46 % пассажиров выжили.

Желтая зона - 72 % пассажиров выжили.

Зеленая зона - 97 % пассажиров выжили.

Результат исследования 83 авиакатастроф, в которых пассажирам удалось выжить.
Результат исследования 83 авиакатастроф, в которых пассажирам удалось выжить.

В половине случаев пожар начинался на крыльях самолета, где расположены баки с горючим, поэтому преимущество было у пассажиров в носовой и хвостовой частях самолета.

Краш-тест

Во время исследований безопасности часто разбивают уменьшенные модели самолетов. А в 2012 году авиакомпания Boeing пожертвовала один из своих пассажирских лайнеров для краш-теста. В кресла усадили манекены, пилот выпрыгнул с парашютом и самолет на скорости около 220 км/ч рухнул в пустыне Невада. В результате эксперимента выяснилось, что меньше всего повреждений получили куклы, усаженные на последние три ряда в хвосте. Те, что занимали места в середине у прохода также не сильно пострадали.

Ученые вывели сразу несколько формул, но в целом можно свести к следующим показателям:

Красная зона - шансы выжить менее 40 %

Желтая зона - шансы выжить 45-60 %

Зеленая зона - шансы выжить 65-80 %

Результат краш-теста Boeing-727 в пустыне Невада.
Результат краш-теста Boeing-727 в пустыне Невада.

Разбитый самолет был довольно старой модификации, хотя все еще годился для регулярных перелетов. Понятное дело, никто не стал бы разбивать супер-современный лайнер ради эксперимента (этот и то обошелся почти в 2 миллиона долларов). Отсюда можно сделать вывод, что на новейших самолетах шансы пассажиров в каждой из зон будут чуть повыше.

Точка пересечения

Сравнив результаты всех трех исследований, мы обнаружим самые безопасные места с точки зрения статистики. При любом сценарии авиакатастрофы, наиболее высокая вероятность выжить - у пассажиров, занявших места у прохода на трех последних рядах в хвосте самолета.

Да, здесь есть минус - соседство туалетных кабин. Если вы сидите на этих местах, то наверняка познакомитесь с большинством пассажиров. Они будут нависать над вашей головой, а время от времени задевать локтями или наступать на ноги. Но это временные неудобства, по сравнению с высочайшим шансом выжить во время катастрофы.

Самые безопасные места по результатах трех разных исследований.
Самые безопасные места по результатах трех разных исследований.

Большинство крупных авиакомпаний открывает электронную регистрацию на рейс за сутки и дает возможность пассажирам заранее выбрать место в салоне самолета. Лоукостеры предлагают ту же услугу, но уже с доплатой за выбор места (как правило, это небольшая сумма). В любом случае, у вас наверняка будет возможность получить одно из этих шести мест, если готовитесь к полету заранее, а не купили билеты в последний момент.

Это далеко не престижные места и многие пассажиры их игнорируют, стараются сесть поближе к носу - чтобы успеть побыстрее на пограничный контроль, или к багажному транспортеру, или на аэроэкспресс. Но в вопросах безопасности лучше обойтись без суеты и спешки.

Если вы уселись в самое безопасное кресло, но страх все равно не отпускает, прочтите эти простые советы, как победить аэрофобию.

Подписывайтесь на канал, здесь много полезной информации, которая поможет вам летать без всякой дрожи. Всем - безоблачного неба!