Найти в Дзене

Битва при Каррах. Часть II. Гибель армии

Часть Первая: тут

В конце апреля 53 г. до н. э. Красс перешел Евфрат у Зевгмы, с семью легионами, 4 тысячами всадников и 4 тысячами легкой пехоты — всего около 46 тысяч солдат. Его квестор Гай Кассий Лонгин (более известный своим участием в убийстве Цезаря, девять лет спустя) советовал ему продвигаться вдоль Евфрата к Селевкии, защитив таким образом, свой фланг и гарантировав снабжение армии водой. Красс не обращал внимания на эти доводы, стремясь к решительному столкновению. Кроме того его стремления подогревались, речами арабского царька Абгара. Который убедил, Красса, что парфянская сила смехотворна, а их командующий Сурена, полная бездарность.

Абгар, конечно, был шпионом, посланным, чтобы привести Красса в ловушку, а Сурена был талантливым парфянским полководцем. Хотя ему еще не было 30 лет, он считался вторым человеком в царстве. Куда бы Сурена ни направлялся, даже на битву, ему требовалось 1000 верблюдов для перевозки багажа, 200 кибиток для перевозки наложниц, и его сопровождали 1000 вооруженных телохранителей.

Легионеры в пустыне
Легионеры в пустыне

Красс согласился нанять Абгара в качестве проводника по месопотамской пустыне. Хитрый араб сумел выма­нить рим­ские вой­ска от реки и заве­л их в безводную местность. В то время как Красс был на марше, от армянского царя Артавазда пришло известие. В нем он сообщал, что сам подвергся нападению парфян, которых возглавлял царь Ород и не может послать подкрепление, которое обещал ранее. Артавазд в очередной раз призвал Красса, покинуть пустыню и возобновить атаку из Армении, объединив силы. Плутарх писал, что Красс в гневе, решил, что армяне его предали. Он не ответил, но пообещал отомстить Артавазду, когда покончит с Парфией. Все шло от плохого к худшему. Арабский гид Красса исчез. Римляне оказались в месопотамской пустыне, недалеко от маленького городка Карры. К тому же передовые отряды римлян, подверглись нападению парфян и откатились к основным силам. Парфянская армия находилась неподалеку и была готова к бою.

Парфянские катафракты
Парфянские катафракты

Получив известие о приближении противника, Красс первоначально, по совету Кассия, развернул свои силы в единую колонну, но затем перестроил их в своеобразное каре. Фланги каре образовали колонны, состоявшие из 8 когорт каждая; головную и тыловую группы, наступавшие развернутым фронтом, составляли 12 когорт. Вьючные животные и прислуга были помещены в центре. Конница и легкая пехота были распределены между когортами. В таком порядке римская армия подошла к небольшой речке Белисса.

Большинство офицеров Красса, предлагали укрепиться у реки и ждать атаки парфян. Но молодой Публий Красс убедил своего отца идти навстречу врагу. Римляне так и сделали и, в конце концов, столкнувшись с парфянами, были приятно удивлены, обнаружив, что враг оказался не таким многочисленным, как они боялись. Однако, Сурена спрятал основную часть своей армии, за передовыми отрядами и заставил их скрыть сверкающие доспехи. Затем, по сигналу, по равнине разнесся зловещий грохот парфянских барабанов и парфяне сбросили свои плащи.

Сурена атаковал первым, тысяча его катафрактов врезались в ряды легионеров, но не достигли успеха и отступили. Тем временем парфянские конные-лучники окружили, римлян. Вслед за этим ливень из стрел, ударил по тесно сомкнутым рядам легионов, пробивая любые доспехи.

-4

К тому же в тылу, Сурена поставил верблюдов, нагруженных стрелами, чтобы его конные лучники, постоянно пополняли свои колчаны. Не видя конца этому граду стрел, крушившему его легионы, Красс, был вынужден отправить своего сына Публия, с 6500 воинов, включая Галльскую конницу, в отчаянную контратаку. Поначалу казалось, что она прошла успешно - парфяне бежали, а Публий ликующе устремился в погоню. Но это очевидное отступление, было всего лишь еще одной уловкой, потому что когда римлян заманили на достаточное расстояние от основного войска, парфяне внезапно развернулись и напали. Отряд Публия оказался в окружении, и конные стрелки парфян, поддержанные катафрактами без промаха разили римлян.

-5

Тем не менее, Публий смог сплотить часть своей галльской кавалерии, и им удалось приблизиться к подлинному римскому успеху во всей печальной кампании. Жестокие кельты хватали катафрактов за копья и стаскивали на землю, где тяжелые доспехи парфян делали их беспомощными. Некоторые галлы бросались под парфянских лошадей, покрытых броней и били в незащищенные места. Эта тактика, однако, могла только отсрочить неизбежное. Публий был тяжело ранен, и некоторые выжившие галлы, отступили с ним на близлежащий холм, для последнего боя. Двое из друзей Публия убеждали его, бежать с ними в Карры, но он мужественно решил остаться и умереть со своими войсками. Когда холм был окончательно захвачен, Публий приказал своему оруженосцу убить его.

Марк Лициний Красс не получил вестей от Публия, потому что все посланники последнего были убиты. Затем снова раздался грохот парфянских барабанов, и Красс, наконец, узнал судьбу своего сына. Парфяне выехали вперед с головой Публия на кончике копья, и, как писал Плутарх, насмешливо интересовались, где его родители и какая у него семья, потому что невозможно, чтобы такой смелый воин был сыном такого жалкого труса, как Красс.

-6

Красс какое-то время держал себя в руках и не выражал внешнего смятения. Он даже пытался увещевать своих людей патриотической речью, но его уже никто не слушал. Легионы Красса, не видя лучшего варианта, сражались, терпя большие потери, до наступления темноты.

В ту ночь Кассий и некоторые другие офицеры, видевшие, что Красс потерпел полный крах, приняли решение вывести все боеспособные войска, в город Карры, оставив своих раненых. Однако, когда начался отход, и раненые поняли, что их бросают, странная растерянность и беспорядок с воплями и плачем захватили лагерь. Этот душераздирающий плач раненых, ужаснул спасающихся легионеров и вместо того, чтобы тихо ускользнуть, они просто бежали, как будто враг был у них за спиной. В суматохе и темноте убегающие колонны разделились, в результате чего некоторые группы так и не добрались до Карры.

-7

Парфяне, хотя и знали о побеге римлян той ночью, не предприняли никаких попыток преследовать их. На следующее утро они вошли в заброшенный лагерь и вырезали около 4000 раненых. Они также настигли несколько отставших отрядов, которые потерялись во время ночного марша в Карры. Основная Парфянская сила, осадила Карры, где укрылся Красс и уцелевшие легионеры. Сам Сурена подъехал к городским воротам и потребовал выдачи Красса в цепях, в качестве предварительного условия любых переговоров. Невероятно, но Красс сначала питал фантастическую надежду, что армяне придут ему на помощь, пока его офицеры не одумались. Римляне, решили разделить свою армию на небольшие группы и отходить разными путями под покровом ночи.

Сурена
Сурена

Последний патетический этап, кампании Красса начался, когда он снова решил нанять местного жителя, чтобы он указал путь его отряду. Неудивительно, что гид также оказался шпионом. В ту ночь, он завел Красса и его войска в гущу болот. Только к утру римляне нашли дорогу, но оторваться от наседавших парфян, было уже невозможно.

Сурена предложил римлянам перемирие, утверждая, что намеревается отпустить их домой на почетных условиях. Красс неохотно отправился в лагерь Сурены, чтобы обсудить условия и был сразу же убит. Остальные римляне из отряда Красса либо сдались, либо были убиты.

Смерть Красса
Смерть Красса

В ту ночь только нескольким отрядам римлян, удалось бежать из Карры, включая группу, возглавляемую Кассием.

Общие потери были огромны, погибли около 20 000 римлян и еще 10 000, были захвачены в плен.

После Карры, Сурена привел свою армию обратно в Селевкию в процессии, которую он насмешливо назвал триумфом. Пленный римский солдат, внешне похожий на своего покойного полководца, был поставлен во главе армии и вынужден был носить женскую одежду и отвечать на имя Красса. Солдаты Сурены шли позади и каждый нес голову римлянина. За ними следовали поющие парфянские женщины, повторяющие то, что Плутарх назвал оскорбительными песнями о трусости и женственности Красса. Сурена передал голову Красса и одну из его отрубленных рук королю Ороду на пиру, который проводили в честь свадьбы сына Орода с сестрой армянского царя.

-10

Согласно легенде, в рот отрубленной голове Красса, парфяне залили расплавленное золото, которое так любил талантливый делец и незадачливый полководец.

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на Канал и ставьте класс