Здравствуйте. Сегодня мы с Вами поговорим о рекламе, а точнее познакомимся с наиболее общими положениями правового регулирования рекламы.
Вся реклама, распространяемая на территории нашей страны, подпадает под действие Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Целями этого Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Законодателем особо отмечено, что Федеральный закон не распространяется на:
- политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
- информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
- информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
- любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
- упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
Согласно основным понятиям, используемых в законе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. А что же такое ненадлежащая реклама? Это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В этом законе прописаны основные понятия, ограничения и запреты на рекламу отдельных видов товаров, объём рекламы, размещаемой в печатных средствах массовой информации, теле и радиопрограммах, распространение наружной рекламы, особенности рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств и другие аспекты, связанные с рекламой. Важно отметить, что в законе "О рекламе" особенности распространения рекламы в сети «Интернет» не оговорены, а значит к такой рекламе будут применяться общие требования, указанные в законе.
В частности, законом прямо запрещена реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Также запрещена реклама услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации. Перечисленными товарами и услугами, запрет на рекламу которых установлен, список не ограничивается, полный перечень товаров и услуг, реклама которых запрещена, указан в 7 статье закона "О рекламе".
А к рекламе некоторых товаров и услуг, прямо указанных в законе, применяются специальные требования. К примеру, реклама алкогольной продукции не должна:
- содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
- содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
- содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Законом определены полномочия антимонопольного органа, который осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Официальное наименование антимонопольного органа - Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
А в статье 38 закона установлена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, указано, что лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
Сегодня мы познакомились с основными положениями закона "О рекламе". Если Вам понравилась эта статья и Вы хотите продолжения данной тематики, в частности рассмотрения конкретных вопросов и специальных требований к рекламе отдельных видов товаров или особенностей отдельных способов распространения рекламы, то ставьте лайк или пишите в комментариях. Спасибо.