Найти тему
Окопная Правда

Счет открыт!

Германия в самом начале Первой Мировой войны активно использовала своё преимущество в производстве и применении современных воздухоплавательных средств - дирижаблей.

Полет дирижабля жесктой конструкции LZ-1 над Боденским озером.
Полет дирижабля жесктой конструкции LZ-1 над Боденским озером.

Стараниями графа Фердинанда фон Цеппелина, называемого современниками не иначе как "сумасшедший инженер" и "фантазёр", Германская империя, незадолго до начала боевых действий в Европе, получила 8 дирижаблей жесткой конструкции (такой воздушный корабль имел жесткий каркас, обтянутый тканью, внутри размещались баллоны с газом).

граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин, создатель дирижаблей жесткой конструкции.
граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин, создатель дирижаблей жесткой конструкции.
Внутреннее устройство дирижабля жесктой конструкции. Отлично видны трубчатые фермы каркаса, на который натягивалась ткань оболочки.
Внутреннее устройство дирижабля жесктой конструкции. Отлично видны трубчатые фермы каркаса, на который натягивалась ткань оболочки.

А в ходе самого военного конфликта немецкая промышленность освоила ещё 92 штуки, доведя численность воздушных кораблей до 100 штук.

Один из сотни немецких "цеппелинов" возвращается на базу. 1916 год.
Один из сотни немецких "цеппелинов" возвращается на базу. 1916 год.

По тем временам, это были весьма совершенные конструкции, которые могли развивать скорость до 80-90 км/ч и имели дальность полета в пределах от 2000 до 4000 км.

Исходя из тактико-технических данных, немецкие стратеги измыслили два "наилучших" способа, как использовать эти огромные "летающие сигары" в боевых действиях.

Во-первых дирижабли применяли в разведывательных целях, особенно для слежения за перемещениями и маневрами кораблей Британского флота.

Экипаж дирижабля наблюдает за движением военного корабля.
Экипаж дирижабля наблюдает за движением военного корабля.

Во-вторых, с летящих на высоте дирижаблей можно было сбрасывать бомбы на города, мосты, железнодорожные узлы и военные склады. То есть, уже в то время была сформулирована концепция бомбардировочных налетов на важные стратегические объекты или на крупные города, с целью посеять панику и ужас среди горожан.

Посреди улицы воронка приличных размеров от взрыва бомбы, сброшенной с цеппелина. Париж. 1915 год.
Посреди улицы воронка приличных размеров от взрыва бомбы, сброшенной с цеппелина. Париж. 1915 год.

Уже с 1915 года немецкие "цеппелины" совершали безнаказанные рейды на города стран Антанты: страдали Лондон, Париж, Кале, Варшава...

В небе над Лондоном замечен одиночный немецкий дирижабль. Его поймали в луч прожектора и теперь обстреливают зенитными пушками.
В небе над Лондоном замечен одиночный немецкий дирижабль. Его поймали в луч прожектора и теперь обстреливают зенитными пушками.
Результаты бомбежки с немецкого цеппелина. Лондон. 1916 год.
Результаты бомбежки с немецкого цеппелина. Лондон. 1916 год.
Бомбовый рейд на Варшаву - крупный транспортный узел, через который проходило большое количество военных грузов для Российской Императорской армии.
Бомбовый рейд на Варшаву - крупный транспортный узел, через который проходило большое количество военных грузов для Российской Императорской армии.

Поэтому не один европейский город не мог спать спокойно - в любой момент его могли атаковать воздушные крейсера Кайзеровской Германии и обрушить на населенный пункт до 4 тонн бомб. А ведь в рейдах, как правило, участвовало всегда не менее трех цеппелинов.

С 1916 года в налетах немцы активно стали применять зажигательные бомбы, наносившие большой урон городской застройке.

Французский солдат держит в руках корпус немецкой зажигательной бомбы.
Французский солдат держит в руках корпус немецкой зажигательной бомбы.

Однако огромные "сигары" немецких цеппелинов имели свои слабые стороны и, постепенно, с ними научились эффективно бороться.

Потерпевший "жесткую посадку" немецкий цеппелин.
Потерпевший "жесткую посадку" немецкий цеппелин.
А от этого военного дирижабля осталась куча перекрученных трубчатых ферм, оболочка полностью сгорела.
А от этого военного дирижабля осталась куча перекрученных трубчатых ферм, оболочка полностью сгорела.

Но, как всегда бывает, когда методики борьбы с тем или иным новым видом оружия не отработаны ещё до конца, случаются разные необычные истории. Об одной из них мы Вам сейчас и расскажем...

В районе города Гент (Бельгия) 7 июня 1915 года в вечернем небе, появились 3 продолговатых, заостренных спереди, цилиндра - это было звено германских воздушных крейсеров под номерами LZ 37, LZ 38 и LZ 39...

Бомбардировочный налет немецких цеппелинов на город Кале.
Бомбардировочный налет немецких цеппелинов на город Кале.

Они совсем недавно "отбомбились" по Кале и теперь возвращались на базу, чтобы дать экипажам небольшой отдых, пополниться боеприпасами, топливом, пройти технический межполетный контроль и отправиться на следующее задание.

Волей случая, в районе Гента в небе находился и одиночный британский самолет под управлением лейтенанта Реджинальда Варенфорда.

Самолет Morane-Saulnier L. Классифицируется как истребитель, но первоначально не имел стационарного стрелкового вооружения. На таком самолет летал Р. Варенфорд.
Самолет Morane-Saulnier L. Классифицируется как истребитель, но первоначально не имел стационарного стрелкового вооружения. На таком самолет летал Р. Варенфорд.

Заметив неприятеля, авиатор решил проявить инициативу и атаковать врага первым, используя фактор неожиданности.

В небе конкуренты - дирижабль и самолет.
В небе конкуренты - дирижабль и самолет.

Правда, осуществить подобный план было не так-то просто. Дело в том, что самолеты, первое время, не имели никакого вооружения.

В крайнем случае пилот мог "отбиться" от противника, стреляя из револьвера или карабина. В тоже время, немецкие цеппелины имели на борту несколько пулеметов с изрядным запасом боеприпасов, поэтому подобраться к дирижаблю было весьма непростым и рискованным заданием.

Внутри гондолы дирижабля. Хорошо видно стационарное вооружение - пулемет на вертлюге.
Внутри гондолы дирижабля. Хорошо видно стационарное вооружение - пулемет на вертлюге.

Лейтенант Варенфорд решил действовать иначе. Он выбрал себе цель в строю немецких дирижаблей (ей оказался цеппелин LZ 37) и, набрав высоту на своем аэроплане марки Morane-Saulnier L, принялся методично сбрасывать сверху 20 фунтовые (9,1 кг) авиабомбы.

При отсутствии бомбодержателей, снаряды иногда метались "с рук". Главное при такой "бомбардировке" было правильно подобрать момент "броска".
При отсутствии бомбодержателей, снаряды иногда метались "с рук". Главное при такой "бомбардировке" было правильно подобрать момент "броска".

Пять бомб прошли мимо, а вот шестая всё же поразила вражеский цеппелин. Охваченный пламенем, воздушный корабль рухнул на монастырь Сант-Адамсберг, в результате чего 9 членов экипажа (одному удалось чудом выжить) и 2 монахини погибли.

Искореженные обломки дирижабля. В этой куче металлолома, трудно опознать воздушный крейсер 120 метровой длины.
Искореженные обломки дирижабля. В этой куче металлолома, трудно опознать воздушный крейсер 120 метровой длины.
Тот самый город Сант-Адамсберг и тот самый монастырь, куда рухнул летом 1915 года сбитый LZ 37.
Тот самый город Сант-Адамсберг и тот самый монастырь, куда рухнул летом 1915 года сбитый LZ 37.

В заключении этой истории, отметим следующее:

1. История лейтенанта Реджинальда Варенфорда была растиражирована и распропагандирована в британских СМИ.

Лейтенант Реджинальд Варенфорд на фоне самолета.
Лейтенант Реджинальд Варенфорд на фоне самолета.

2. Летчика за один этот бой наградили Крестом Виктории - высшей военной наградой Великобритании.

Крест Виктории.
Крест Виктории.

3. Немецкое командование внесло распоряжение как можно скорее усовершенствовать конструкцию военных дирижаблей, введя огневую пулеметную точку на верхней части корабля.

4. Дирижабль LZ 37 стал первым "цеппелином" сбитым в воздухе.

Художественное отображение "воздушного боя", произошедшего 7 июня 1915 года в небе над Бельгией.
Художественное отображение "воздушного боя", произошедшего 7 июня 1915 года в небе над Бельгией.

5. Боевое применение дирижаблей в военных целях было поставлено под сомнение. Окончательно от рейдов "цеппелинов" германское военное командование откажется в конце 1916 года, так как дирижаблям стало всё труднее конкурировать в небе с более маневренными, более дешевыми и эффективными аэропланами.

Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!