Сегодня этого великого художника знают все - от мала до велика. Иван Константинович Айвазовский - выдающийся художник - маринист, который написал за свою жизнь более 6000 картин. С такой скоростью не работал ни один великий мастер. В чем же секрет того, что Айвазовскому удавалось так виртуозно создавать эффекты прозрачной воды, передавать дыхание моря?
Особая техника исполнения?
Умелый подбор красок?
Богатое воображение?
Великий талант?
Да, секрет гения почти раскрыт, но до сих пор многих ценителей искусства волнует вопрос: почему картины Айвазовского не растрескиваются и меньше всего требуют реставрации? И дело тут - в технике нанесения красок.
Секретная техника нанесения краски
Часто художник писал свои шедевры, используя технику лессировки, которая заключается в нанесении тонких красок друг на друга слой за слоем. Цвета почти прозрачные, но благодаря многослойности они переливаются на полотнах и придают картинам особое настроение.
Получается, что верхний слой меняет цвет нижнего, вгоняя его в самую глубь картины. Благодаря такому приему, - море, облака, даже лунная дорожка на холстах оживают и кажется, что ты сейчас стоишь на берегу и вглядываешься вместе с художником в ночную мглу, где буйствует морская стихия.
Работа над каждой картиной у художника состояла из трех основных этапов: первый - грунтовка белой краской, второй - непосредственно сама лессировка и третий слой - отрисовка масляными красками основных элементов сюжета. Сам художник не раз отмечал, что не любит долго работать над картиной. Если уж взялся работать, то надо высказаться до конца. Иногда картина выходила за 10 минут, иногда на нее требовалось несколько часов.
Именно из -за лессировки нам кажется, что волна прозрачная, что камни и земля - настоящие. Британский живописец Уильям Тернер, восторгаясь картиной Айвазовского " Неаполитанский залив в лунную ночь", посвятил ему стихотворение. Работа настолько очаровала английского романиста, что тот назвал Айвазовского"истинным гением".
Если хорошо всмотреться в картины Айвазовского, то можно проследить одну очень важную общую закономерность: в верхней части холста сквозь скопление темных туч всегда пробиваются лучики солнечного или лунного света. Так смотреть его картины завещал и сам художник: нужно найти на картинке самую светлую точку - источник света, и уже оттуда скользить взглядом и изучать другие предметы. Эта техника широко используется и сегодня.
Например, она применяется в современном декоре интерьера - при окрашивании потолка или стен. Посмотрите, как можно добиться эффекта паутинки, ловко применяя лессирующий состав для фактурной штукатурки.
Производители лакокрасочной продукции предлагают массу вариантов для разнообразия декора. Включайте фантазию и творите. Кто знает, может, именно Вы изобретет новый язык живописи на стене и окажетесь тем законодателем новой моды в дизайне декора, о котором заговорят по всему миру.