Найти в Дзене
#артшэринг

Вселенная М. Найта Шьямалана: новый взгляд на супергеройский мир

Наш канал в Telegram: @artsharrring 7 января в мире и 17 января в России вышел фильм "Стекло", закрывающий странную трилогию М. Найта Шьямалана, на который мы поторопились сходить в день премьеры, естественно заранее пересмотрев предшествующие ему "Неуязвимый" из далекого 2000 года и "Сплит" 2016, чтобы сразу рассказать обо всем вам. Мы проведём небольшое ревью необычной супергеройской вселенной и данных фильмов и расскажем, чем они интересны, и почему вам, возможно, лучше их не смотреть. Главным героем фильма "Неуязвимый", в исполнении Брюса Уиллиса , является Девид Данн - единственный выживший после ужасной катастрофы – крушения поезда, – работник службы охраны городского стадиона. После трагедии им начинает интересоваться таинственный человек Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), который страдает врожденной болезнью повышенной хрупкости костей - несовершенным остеогенезом. По его убеждению, весь мир состоит из противоположностей, и раз есть такой он - с костями, хрупкими, как стекло,

Наш канал в Telegram: @artsharrring

7 января в мире и 17 января в России вышел фильм "Стекло", закрывающий странную трилогию М. Найта Шьямалана, на который мы поторопились сходить в день премьеры, естественно заранее пересмотрев предшествующие ему "Неуязвимый" из далекого 2000 года и "Сплит" 2016, чтобы сразу рассказать обо всем вам.

Мы проведём небольшое ревью необычной супергеройской вселенной и данных фильмов и расскажем, чем они интересны, и почему вам, возможно, лучше их не смотреть.

"Неуязвимый" (2000), "Сплит" (2016), "Стекло" (2019)
"Неуязвимый" (2000), "Сплит" (2016), "Стекло" (2019)

Главным героем фильма "Неуязвимый", в исполнении Брюса Уиллиса , является Девид Данн - единственный выживший после ужасной катастрофы – крушения поезда, – работник службы охраны городского стадиона. После трагедии им начинает интересоваться таинственный человек Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), который страдает врожденной болезнью повышенной хрупкости костей - несовершенным остеогенезом. По его убеждению, весь мир состоит из противоположностей, и раз есть такой он - с костями, хрупкими, как стекло, – то есть тот, у кого они крепче стали. И это как раз Девид - человек, который неуязвим для любого урона, будь то удар или болезнь.

"Неуязвимый" (2000)
"Неуязвимый" (2000)

Весь фильм посвящён этой теме - познания Данном своих сил, формирования его как героя в зеленом плаще охранника стадиона, с надписью "Security" на спине. Фильм, вышедший задолго до популяризации супергероики в кино, и сегодня поражает своей простотой и неплохим посылом - что каждый, на самом деле, волен принять на себя роль героя и делать мир лучше. Уиллис и Джексон делают своё дело – отлично отыгрывают противоположные образы (один – могучий герой поневоле, другой – слабый, но невероятно умный, хитрый и проницательный). А узнаваемая картинка кино из 2000-х, без сомнений, добавляет ему особую ламповость.

"Неуязвимый" (2000)
"Неуязвимый" (2000)

Спустя 15 лет на экраны выходит «Сплит» - фильм, который удачно эксплуатирует образ Билли Миллигана (в теле которого, из-за психического расстройства, уживалось множество личностей), собственный фильм о котором так и остался простыми слухами. В данной истории Кевин Крамб (Джеймс МакЭвой) - серийный убийца, в теле которого скрыто 23 личности (разного темперамента, расы, возраста и даже пола). Фильм повествует об одном периоде из жизни Кевина - в рамках которого, параллельно с регулярной психологической терапией, он выкрадывает и хранит в заточении нескольких молодых девушек. Данное преступление совершает содружество его личностей (называющие себя «ордой»), которые верят, что при помощи них они смогут призвать «на свет» новую личность - так называемого «зверя», который не просто станет новым лицом Кевина, но и кардинально изменит его физиологию, передавая ему силу «зверя». Конечно же, изюминкой фильма стал МакЭвой - который крадет своей игрой весь фильм. Он гениально отыгрывает огромное количество разных людей и позволяет зрителю поверить в каждого из них. Фильм нагоняет реальный саспенс, заставляет переживать за главных героинь, и концептуально неплохо продолжает тему «Неуязвимого» - ментальный образ человека может влиять на его физиологию, в данном случае, превращая темные стороны личности героя в неистовую и яростную животную силу. Фильм получил хороший отклик критиков и оставлял задел для заключительного «кроссоверного» фильма.

"Сплит" (2016)
"Сплит" (2016)

Вышедший теперь на наши экраны фильм «Стекло» сталкивает троих наших героев (Данна, Элайджу и Кевина) в одной психиатрической клинике. Как бы оспаривая «психологическую природу» силы героев, их лечащий врач пытается убедить нашу троицу в том, что это - лишь иллюзия, вызванная их психическими отклонениями. В противостоянии данному убеждению «извне» и есть главная идея фильма. Оркестратором противостояния выступает, в данном случае, Элайджа - одинокий, прикованный к креслу-каталке, образ жизни которого позволил ему необычайно повысить свой IQ и стать гением - «мистером Стекло». И в итоге три культовых актера демонстрируют этот путь - от сомнений к утверждению и полному раскрытию своих сил напрямик к неожиданной развязке.

"Стекло" (2019)
"Стекло" (2019)

Основным «притягивающим» элементом этих фильмов, в первую очередь, является идея – все они, описанные выше, складываются в отличный концепт. Основной темой трилогии является вера в свои силы, благодаря которой этих самых сил может становиться больше. Все герои - это обычные, уязвимые, смертные люди - будь то охранник, который из чувства долга, вопреки своей кротости, стремится совершать подвиги; или страдающий тяжелой болезнью человек, замыкающийся в чтении комиксов, чтобы оказаться в мире фантазий; или сломленная чередой страданий и издевательств личность, на осколках которой появляется отторгнутый обществом психически больной. Благодаря образам таких уязвимых героев фильмы показывают нам, что супер человеком может быть кто угодно - достаточно лишь верить в свои силы и развивать свой талант. Данный образ не вяжется с привычным современным образом супергероя, с которым не может ассоциировать себя далеко не всесильный, обычный зритель. На таком "идейном фундаменте" могла бы быть построена неплохая "инди"-супергероика, которая составила бы интересную конкуренцию Marvel и DC (по крайней мере, для этого была придумана неплохая соответствующая концепция).

"Стекло" (2019)
"Стекло" (2019)

Могла бы быть.

Удивительная ситуация вокруг фильмов этой трилогии заключается в том, что после их просмотра тебе не хочется их рекомендовать, хоть ты и не можешь назвать фильмы плохими. И если обычная супергероика сейчас предлагает зрителю технически вылизанный и отточенный аттракцион (практически пустой на уровне концептуальных идей), то в трилогии Шьямалана все наоборот - здравые авторские идеи не выдерживаются техническим исполнением. И если в первом и втором фильмах это удалось значительно нивелировать, полюбиться зрителям чем-то другим и заслужить свои крепкие 7/10, то третий фильм - уже гораздо более противоречив. Во-первых, сценарно фильмы довольно часто наивны и как будто не доведены до ума. Делая малобюджетное, гиперреалистичное супергеройское кино необходимо оттачивать их сценарно, чтобы увести внимание зрителя от визуальной простоты к рассказываемой истории. Вместо этого фильмы трилогии часто используют штампы, клише, упрощения, нелепые Шьямалановские плот-твисты, наивные и поверхностные авторские идеи, что портит фильмы на сценарном уровне. Отрываясь же от этого на постановку – необычные операторские приемы Шьямалана, пусть и неплохи (особенно в первом фильме), по большей части не спасают малобюджетный файтинг между героями и их противниками (особенно в "Стекле"). В фильме присутствует и интересная игра цветом (у каждого героя - свой), и необычные операторские кадры, но почти полное отсутствие и нелепость массовки, странная постановка сцен - все это заставляет зрителя сомневаться в реализме того, что он видит, мешает ему полностью погрузиться, напоминая о том, что он смотрит кино-постановку. Помножим это на сценарную глупость (особенно в последнем фильме), и получим обманутые ожидания зрителей, которым может нравиться концепция фильмов, но которых оттолкнёт подобное исполнение.

"Стекло" (2019)
"Стекло" (2019)

Современная супергероика приучила нас к особому формату подобных фильмов. Отойти от него - трудное решение, и нам понравилась реализация этих перемен в трилогии Шьямалана.

Если в первом фильме мы видели хорошую, затягивающую личную драму из мира супергероики, во втором - хороший, захватывающий триллер, то в третьей части - мы увидели странный «фильм в одной комнате» (особый жанр, в котором герои не покидают одну замкнутую локацию и в котором зрителю интереснее их идейное, чем активное взаимодействие). "Стекло" пусть и является точкой в данной вселенной, но оставляет зрителя с желанием подумать о том, как ещё можно было реализовать такую концепцию и поразмышлять, – какой эта серия могла бы быть.

К просмотру трилогию мы порекомендуем хотя бы для этого и только если вы не отнесетесь к ней строго и не завысите ожидания. Иначе - лучше правда не стоит. В фильмах вы найдёте много неплохих идей и приемов. А первый и второй могут вам даже понравиться. Третий же служит необходимой точкой для данной истории. Точкой, которую вы возможно захотите перефантазировать сами для себя.

Но если же абстрагироваться от этих технических деталей, трилогию Шьямалана можно поблагодарить за хорошую концептуальную идею – того, что на самом деле каждый из нас обладает своей супер силой и каждый может быть героем в своём деле. Все истории фантастических героев – лишь метафоры, благодаря которым мы можем сильнее поверить в себя и стремиться к лучшему. И так, однажды и мы можем незаметно сами для себя стать примерами для других.

"Стекло" (2019)
"Стекло" (2019)