Летом в России стартовали продажи первой отечественной умной колонки "Яндекс.Станция". На старте её продажи цена составила 10 000₽. Но, как говорится, "не прошло и полгода" и поисковик идёт на сотрудничество с двумя крупными отечественными же производителями техники, выпуская совместно с ними ещё две колонки: "DEXP SmartBox" и "Irbis A". В этой статье речь о первой из них.
Фото с официального сайта продавца
Как это было
В силу некоторых персональных обстоятельств выхода DEXP SmartBox я ждал с большим нетерпением. Когда я смотрел обзоры ещё на "Станцию", мне понравилась их концепция этого устройства. Да, дизайн на любителя, но первая российская умная колонка! Да ещё с видеопортом!! Да ещё не за 45 и даже не за 30 тысяч рублей!!! Оставался один вопрос: купить. И тут как-то резко включалось рациональное мышление, которое говорило о том, что тратить десятку на вещь, которая неизвестно, пригодится ли неразумно. Видеопорт? Ну и зачем он нужен, если есть телевизор со SmartTV... Ну и так далее.
А осенью в сети появляется информация о том, что DEXP и Irbis выпускают свои умные колонки с Алисой внутри. И цена им — порядка трёх тысяч. Тут уж рациональное мышление завопило и умолкло. Потому что надо же себе новогодний подарок сделать? Ну так вот он, отличный вариант! В общем в конце декабря я не удержался и купил DEXP SmartBox в её белом цветовом исполнении.
Вот она.
Первое впечатление
Первое, что меня удивило, это её размер. На рекламных роликах, которые появились в сети, она казалась компактной, но всё же более крупной. При этом, как выяснилось позже, размеры не мешают ей быть достаточно громкой. Особенно утром. Особенно когда надо на работу. Особенно когда на улице темно. После распаковки и несложной процедуры настройки (спасибо, Яндекс, за простоту и удобство) пришло время оценить уже её работу. И здесь тоже было чему удивляться. Я как-то привык, что у умных устройств, которые стоят недорого, с "умом" как раз-таки проблемы. А тут нет — устройство работает достаточно шустро, на команды откликается быстро и ошибки допускает не особенно часто. Тут, конечно, надо и интернету 100-мегабитному сказать "спасибо" и тем не менее...
То, что опечалило
Спустя часов десять я понял, что с "умом" всё-таки есть некоторые проблемы. Колонка потеряла подключение к интернету. Печально. Восстанавливать его сама она не пожелала. Грустно. Пришлось её "перезагружать" — отключать от питания и включать заново. Неприятно. Причём узнать, кто ж такой добрый: производитель или поставщик ПО — я не смог. С того времени колонка без "перезагрузок" поработала дня три. Рекорд. Но, честно говоря, меня лично это не особенно напрягает. Да, не очень приятно, но жить можно. Если, конечно, не случается так, что сеть теряется каждые три часа (пару раз было и такое).
Перед Новым годом
Самые положительные впечатления от колонки у меня остались с предновогодней подготовки. Именно в этот момент я оценил, что такое плеер с голосовым управлением. Голосового помощника (именно так своё устройство называет "DEXP") я подключил по Bluetooth к своей портативной колонке, с которой несколько часов провёл на кухне. "Алиса" при этом осталась в комнате. И тут я очень обрадовался, когда обнаружил, что Алиса слышит меня из кухни. При этом кричать практически никогда не приходилось. В голову сразу пришла мысль о том, что сто-пятьсот микрофонов в колонке — отчасти лишь маркетинговый ход, а не острая необходимость. Вопрос лишь в том, какие микрофоны. Пока готовились к новому году, исключительно голосом помог Алисе определиться с музыкальными предпочтениями, перематывал треки, узнавал информацию о той или иной песне.
Когда прошла эйфория от покупки
Как часто и бывает, первые несколько дней ты оцениваешь товар необъективно под влиянием эмоций от покупки. Но проходит время и ты понимаешь, что купил. Несмотря на такое тревожное вступление хочу сказать, что даже сейчас, спустя месяц после покупки, я остаюсь ей доволен. Но, раз уж мы договорились с вами рассказывать полное мнение, то не могу не сказать и о том, что понравилось, и о том, что не понравилось, и о том, что взбесило.
Отметка "Мне нравится"
Очень радует скорость работы, достаточно большой набор навыков на разные случаи жизни, возможность превратить любую нормальную по звуку акустику в "умную" (хоть и придётся потанцевать с бубном, но совсем немножко), компактность корпуса, минималистичный дизайн.
Отметка "Не нравится"
Именно к аппарату претензий не очень много. Во-первых, хотелось бы, конечно, видеть хотя бы небольшой аккумулятор для работы в случае отключения света. Пока его там нет. Во-вторых, производитель встроил в колонку 256 МБ постоянной памяти, но зачем она нужна, непонятно. Если это только для рабочей ОС и программ, то зачем было акцентировать на этом внимание в инструкции. Если это пользовательская память, то непонятно, как ей пользоваться. Качать что-либо, пусть даже музыку, Алиса отказывается напрочь. Но вообще-то хотя бы пару гигов встроенной памяти всё же хотелось бы иметь. Ещё одно, скорее неудобство, чем претензия в том, что сенсорные органы управления срабатывают только на индикаторах (см. фото). Ну, что, скажите мне, пожалуйста, мешало сделать полностью сенсорным весь квадрат, на котором этот индикатор имеется?!
То, что по-настоящему...
...не то что бы бесит, конечно, но расстраивает и удивляет. "Яндекс" обладает огромным набором сервисов. Более того, недавно они запустили свой магазин вместе со "Сбербанком". НО! Из всех сервисов "Яндекса" Алиса на колонке работает только с погодой, пробками, музыкой, радио и новостями. Ну то есть может есть и ещё что-то, но точно НЕ такси, например. И вот это очень печально. Я не сисадмин, не программист и не айтишник, но непонятно мне, чем колонка хуже телефона и почему на неё нельзя за полгода адаптировать этот сервис. Ладно, молчу о "Беру!". Понятно, и магазин только запустился, и колонки недавно стартовали, и процесс оформления заказа там посложнее (хотя "Amazon" это не остановило), но уж такси-то можно было бы научиться вызывать!
Выводы, ожидания и надежды
Как я уже писал, в целом я покупкой доволен. Теперь остаётся ждать, когда "Станция" "Смартбокс" и "Ирбис А" начнут превращаться в "Эхо" по-русски, раз уж мистер Безос не завёз свой продукт к нам. И вот здесь немало зависит и от нашего поисковика и теперь уже в некотором роде от Сбербанка. Я очень надеюсь на то, что этот проект не захочет похоронить никто из тех, кто к нему причастен. Естественно, это ни коим образом не попытка "опустить" "Яндекс.Станцию". Да и глупо было бы. Несмотря на схожесть большинства их функций для себя лично я воспринимаю их, скорее, как разные устройства, чем как конкурентов на рынке.
Пишите в комментариях, что вы думаете о подобного рода продуктах и не забывайте подписываться на наши каналы. Особенно интересно мне было бы узнать мнения других пользователей российских умных колонок о качестве их работы.
Видеоверсия обзора ниже.
Тихон Горьков