В 945 году князь Игорь, правитель Киевской Руси, отправился с дружиною за данью к древлянам – восточнославянскому племени, проживающему на территории современной Житомирской и западной части Киевской областей.
Вообще-то собирать налоги не царское дело. Для подобных акций у него были воеводы, которые добросовестно избавляли покорённых древлян от излишков мёда, воска и кож, впрочем, не забывая кое-что из отнятого оставить и себе, и своим дружинникам. Глядя, с какими тугими торбами возвращаются домой довольные сборщики подати, дружинники князя Игоря недовольно роптали, недвусмысленно намекая ему, что пора бы и им слегка разбогатеть… Пойдя на поводу войска, князь сам повёл дружину на древлян и вполне успешно провёл сбор подати, взяв очень богатую добычу.
Отправив обозы под охраной дружины в Киев, он по какой-то причине решил остаться в древлянских землях и с немногочисленным сопровождением повторить сбор дани. Но в этот раз что-то пошло не так. Древляне почему-то возмутились, перебили охрану князя, а его самого абсолютно безнравственно казнили: привязали к наклоненным друг к другу деревьям за руки-ноги и разорвали надвое.
Когда скорбная весть дошла до его жены, княгини Ольги, горю её не было предела. Прижимая к себе Святослава, сына Игоря, она часами вглядывалась туда, куда навеки убыл суженный, смотря в сторону земель древлян неожиданно жестким взглядом выразительных карих глаз…
Став регентшей с малолетним наследником престола на руках, Ольга стала «лакомым кусочком» для вышедших из повиновения древлян: брак с ней с последующим устранением наследника престола Святослава сулил её будущему мужу древлянскому князю Малу воцарение на всей Киевской Руси.
Ничтоже сумняшеся, древляне вскорости прислали в Киев на ладье два десятка видных мужей из своей знати для переговоров о будущем замужестве завидной невесты.
Ольга встретила представителя посланцев с почтением, обнадёжила своим согласием на замужество и предложила торжественную церемонию встречи высоких гостей провести на следующий день с небывалыми почестями: на княжий двор их должны были принести на руках прямо в ладье ликующие горожане.
Обрадованные таким неслыханным приёмом, древляне с радостью приняли предложение княгини. На следующий день они «плыли» над толпой в ладье на встречу с княгиней, гордо и с презрением взирая на головы будущих подданных, радостно приветствующих убийц своего царя.
Почтение к гостям закончилось немедленно после того, как процессия прибыла на княжеский двор: ладья вместе с послами была сброшена в глубокую яму, вырытую ночью по приказу Ольги. Подойдя к краю ямы и мельком взглянув на растерянных и ничего не понимающих древлян, княгиня чуть заметно кивнула головой. Замелькали лопаты, в яму полетела земля. Через несколько минут всё было кончено: 20 посланцев древлян вместе со своим судном были заживо похоронены у ног регентши.
Следующая делегация древлян в количестве 50 человек вскоре прибыла в Киев уже по приглашению самой княгини Ольги. Она обосновала необходимость их прибытия тем, что киевлян необходимо убедить в необходимости замужества более серьёзным, уважаемым и дорогим посольством, иначе, чего доброго, ещё взбунтуются и не отдадут свою княгиню чужеземцу Малу… Специально для послов построили огромную баню, где они с радостью парились да намывались перед встречей с Ольгой. Только вот выйти обратно намытым и распаренным мужам было не суждено: опять-таки по приказу Ольги двери в баню были подпёрты, а сама банька обложена охапками соломы и подожжена.
Ещё не остыло дымящееся пожарище, как Ольга в сопровождении немногочисленной дружины выступила в Деревские земли. Опередившие царский обоз посланники княгини донесли до древлянской знати, что перед таким серьёзным решением, как замужество, Ольга обязана почтить память своего убиенного супруга по старому обычаю. Согласно заветам древних русичей, сначала полагалось оплакать умершего на могиле, а потом провести богатый хмельной пир в память об усопшем – княжью тризну. Всё действо было решено провести у города Искоростень, где и был захоронен князь Игорь. Отсутствие не вернувшихся посланцев было объяснено их медленным передвижением с другим обозом, полным богатых даров.
Сказано – сделано. Обливаясь неподдельными слезами, Ольга долго горевала у кургана, ставшего могилой возлюбленного. Никто не осмелился прервать её затянувшееся прощание с убитым мужем…
Наконец, настал час трапезы. Древляне пили много и неуёмно, да и то: им с поклонами прислуживали люди самой княгини Ольги, восседавшей с непроницаемым лицом во главе стола! Хмельное лилось рекой, яства подавались без остановки. Когда хозяева дошли «до кондиции», Ольга подала знак. Прислуживавшие древлянам дружинники отбросили в сторону жбаны с пивом да деревянные подносы со стерлядью и куропатками, выхватили мечи и приступили к жестокой расправе… Убивали всех без исключения, и не только знатный люд из тех, кто бражничал. Были изрублены все древляне, до которых дотянулись мечи дружинников горевшей жаждой мщения княгини Ольги. По преданию, могила князя Игоря была окроплена кровью 5 тысяч древлян! Так вдова княгиня Ольга жестоко отомстила за убийство своего венценосного мужа.
Вернувшись в Киев, Ольга приступила к подготовке полноценного военного похода на древлян, в результате которого полностью покорила Деревские земли. А позже, приняв христианство и проявив недюжинную смекалку и женскую хитрость, не испортив отношений между государствами, отказала в замужестве самому императору Византийской империи Константину VII Багрянородному, тем самым сохранив верность князю Игорю до самой своей кончины 11 июля 969 года.
Впоследствии Ольга была канонизирована и стала Святой Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой.
Но это уже другая история…