Найти тему

Стопами праведного халифа. Кто такие ирони и как они оказались в Бухаре

 Бизнес конференция Концентрат 26.0likecentre.ru 18+Молодая мама, 2005 год. Фото Шавката Болтаева
Бизнес конференция Концентрат 26.0likecentre.ru 18+Молодая мама, 2005 год. Фото Шавката Болтаева

Среднеазиатские иранцы или ирони – это этнорелигиозная группа, компактно проживающая в Узбекистане и Таджикистане. Главным фактором, который позволил им сохранить свое этническое самосознание, стала их религиозная принадлежность к шиизму имамитского толка. О прошлом и настоящем ирони, проживающих в Бухаре и ее пригородах, рассказывает исследователь Эрик Сеитов. Статья основана на материалах автора, полученных в ходе полевых исследований в 2018 году.

Как известно, коренное население Средней Азии по большей части принадлежит к суннитскому исламу ханафитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе. – Прим. «Ферганы»). Шиизм в Средней Азии на сегодняшний момент представлен двумя течениями в двух регионах – исмаилитами низаритской ветви в ГБАО республики Таджикистан и шиитами-иснаашаритами, ареалом расселения которых являются Самарканд, Бухара, Джизак (Узбекистан). В небольшом количестве иснаашариты живут также в Худжанде и Душанбе (Таджикистан).

Бобо Соли – один из чтецов манкабатов. Ныне покойный, умер в возрасте 95 лет. (Манкабат – молитва имаму Али или суфийскому святому, встречается и на шиитских, и на суннитских собраниях). Фото Шавката Болтаева
Бобо Соли – один из чтецов манкабатов. Ныне покойный, умер в возрасте 95 лет. (Манкабат – молитва имаму Али или суфийскому святому, встречается и на шиитских, и на суннитских собраниях). Фото Шавката Болтаева
Бухарская девушка-иранка Малика. Бухара. 2002 г. Фото Шавката Болтаева
Бухарская девушка-иранка Малика. Бухара. 2002 г. Фото Шавката Болтаева

Нужно отметить, что община ирони в Центральной Азии складывалась в течение длительного периода. Из работ советского этнографа О.А.Сухаревой, описавшей историю и этнический состав гузаров (кварталов) Бухары, выясняется следующее: появление и оформление общины ирони в городе связано с долгим историческим процессом переселения. Переселение это было как насильственным, практиковавшимся бухарскими правителями, так и добровольным и касалось различных этнических групп из северных частей современных Ирана, Афганистана и, частично, Таджикистана.

Популярная певица и танцовщица, заслуженная артистка Узбекистана Олияхон Хасанова в окружении своих учениц, 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Популярная певица и танцовщица, заслуженная артистка Узбекистана Олияхон Хасанова в окружении своих учениц, 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Популярный певец, исполнитель иранских песен, заслуженный артист Узбекистана Нишонджон Атамурадов и танцовщица Замира Аминова. Бухара. 2012 г. Фото Шавката Болтаева
Популярный певец, исполнитель иранских песен, заслуженный артист Узбекистана Нишонджон Атамурадов и танцовщица Замира Аминова. Бухара. 2012 г. Фото Шавката Болтаева

Из правоверных – в еретики

В государстве Сефевидов (иранская шахская династия) в XIV веке шиизм был возведен в ранг государственной религии. Однако шиизм отвергали среднеазиатские богословы и это переводило его последователей из разряда правоверных мусульман в статус еретиков, с которыми можно было поступать как с неверными – вплоть до обращения в рабов с последующей их продажей. Эти обстоятельства существенно повлияли на дальнейшее развитие региона, проведя границы в некогда едином культурном ареале. Кроме того, они стали поводом к борьбе за политическое доминирование между Сефевидами с одной стороны и Шейбанидами и Аштарханидами (узбекские династии ханов Бухары) – с другой. Борьба эта выразилась во взаимных набегах на спорные территории, а в дальнейшем – в насильственном переселении в XVII-XVIII вв. жителей из северных провинций Ирана в среднеазиатские владения. Поэтому кроме этнонима «ирони» переселенцы также пользовались самоназваниями, возникшими по месту их происхождения, например, хорасани (хорасанец), себзбари (от города Себзевар в северном Хорасане).

Юбилей знаменитого дойриста Олима Шодиева. 2016 г. Фото Шавката Болтаева
Юбилей знаменитого дойриста Олима Шодиева. 2016 г. Фото Шавката Болтаева
Гулоб – популярный напиток бухарских иранцев. Фото Шавката Болтаева
Гулоб – популярный напиток бухарских иранцев. Фото Шавката Болтаева
Участница фольклорного ансамбля Райима Атамурадова. 2000 г. Фото Шавката Болтаева
Участница фольклорного ансамбля Райима Атамурадова. 2000 г. Фото Шавката Болтаева

Согласно О.А. Сухаревой, костяк иранского населения Бухары в первую очередь составили переселенцы из Мерва, которых долгое время именовали марви. Стоит отметить, что в ходе насильственного переселения в город никто из марви не был обращен в рабство. Это позволило им занять собственную нишу в общественной жизни города.

Кроме того, общину ирони в Бухаре пополняли как единичные переселенцы из Ирана, так и обращенные в шиизм различные иноэтничные группы, которые проживали в тех же кварталах, что и ирони. К примеру, в поселении Зиробод (около 12 километров от Бухары), которое долгое время населяли ирони, были гузары Булудж (белуджи) и Кыпчок (кипчаки), берущие свое название от поселившихся здесь этнических групп.

В настоящее время ирони компактно представлены практически во всех районах Бухары, пригородных поселках Тор-тор махалля, селе Давлатобод, городе Каган и поселении Зиробод – в последнем ирони составляют относительное большинство.

Конфликт 1910 года, вылившийся в резню между суннитами и шиитами в Бухаре привели к шиитско-суннитскому противостоянию, а сам этноним «ирони» стал нежелательным к употреблению. На практике слово «ирони» стало обозначать шиита, а под шиитом подразумевался ирони. В результате многие представители общины в официальных документах – и при Советской власти, и сейчас – предпочли регистрироваться как таджики или узбеки. Именно поэтому очень трудно указать точное количество проживающих сейчас в городе ирони. Нужно отметить, что до событий 1910 года отношения между двумя религиозными общинами в Бухарском эмирате были мирными и взаимоуважительными. Так, например, власти эмирата не препятствовали совершать ирони шиитские религиозные обряды и иметь собственные «молитвенные дома» – хусайнийа-хона.

Основные читатели манкабатов во время религиозных праздников и поминаний в шиитских мечетях. Тор-тор махалля близ Бухары. 2006 г. Фото Шавката Болтаева
Основные читатели манкабатов во время религиозных праздников и поминаний в шиитских мечетях. Тор-тор махалля близ Бухары. 2006 г. Фото Шавката Болтаева
Жаноза – последняя молитва для усопшей. 2011 г. Фото Шавката Болтаева
Жаноза – последняя молитва для усопшей. 2011 г. Фото Шавката Болтаева
Похороны у бухарских ирони. 2011 г. Фото Шавката Болтаева
Похороны у бухарских ирони. 2011 г. Фото Шавката Болтаева
Траур в доме ушедшей из жизни заслуженной артистки Узбекистана Олияхон Хасановой. 2011 г. Фото Шавката Болтаева
Траур в доме ушедшей из жизни заслуженной артистки Узбекистана Олияхон Хасановой. 2011 г. Фото Шавката Болтаева

Помимо отличий в религиозной и обрядовой сферах, ирони отличаются от местного населения и в антропологическом смысле. Среднеазиатских иранцев можно отнести к разряду южных европеоидов, индо-иранскому, частично к каспийскому и в минимальной степени – к памиро-ферганскому расовому типу.

Последнее указывает на то, что браков с местным населением было мало. Дело в том, что по сложившейся традиции ирони обычно не отдают своих девушек «на сторону», однако в некоторых случаях мужчины тут могут брать себе в жены не иранок. Такое «свободомыслие» в отношении пришлых женщин аргументируется тем, что невестка со стороны становится полноценным членом общины, усвоив шиитскую культурную идентичность через религиозные и обрядовые ритуалы.

Свадебный обряд. Фото Шавката Болтаева
Свадебный обряд. Фото Шавката Болтаева
Иранские невестки Бухары. 2008 г. Фото Шавката Болтаева
Иранские невестки Бухары. 2008 г. Фото Шавката Болтаева
Свадебный обряд «домодбари» – визит жениха с друзьями и родственниками в дом будущей жены. 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Свадебный обряд «домодбари» – визит жениха с друзьями и родственниками в дом будущей жены. 2005 г. Фото Шавката Болтаева
В доме невесты во время обряда «домодбари». Бухара. Фото Павла Кравца
В доме невесты во время обряда «домодбари». Бухара. Фото Павла Кравца
Свадебное угощение в доме невесты. Бухара. Фото Павла Кравца
Свадебное угощение в доме невесты. Бухара. Фото Павла Кравца

Две сложенных руки

Если говорить о религиозной жизни шиитской общины Бухары, то духовным центром для нее выступает район «Джуйбар» или «Трикотажка», расположенный на юго-западе города. Здесь имеется некоторое количество культовых мест. К ним относится шиитская мечеть Ходжи Мир Али, названная в честь шиитского лидера Бухары первой половины XX века. На территории мечети располагается хусайнийа-хона – шиитский «молитвенный дом», используемый в дни ашуро (траурные церемонии в память о трагической гибели имама Хусейна и его сторонников в битве при Кербеле).

Пятничная молитва в шиитской мечети Ходжи Мир Али в Бухаре. Фото автора
Пятничная молитва в шиитской мечети Ходжи Мир Али в Бухаре. Фото автора
Четки (тасбих) и мухр (глиняная «плитка», к которой шииты-имамиты прикладывают лоб во время молитвы), мечеть Ходжи Мир Али в Бухаре. Фото автора
Четки (тасбих) и мухр (глиняная «плитка», к которой шииты-имамиты прикладывают лоб во время молитвы), мечеть Ходжи Мир Али в Бухаре. Фото автора

Еще одним важным объектом культа является мавзолей с прахом пятого и шестого шиитских имамов – Мухаммада ал-Бакира и Джафара ас-Садика соответственно. Это так называемое «ложное» захоронение, на котором, по рассказам смотрителя, покоится лишь горсть земли, привезенная с кладбища Джаннат аль-Баки в Медине. Именно саудовское кладбище Джаннат аль-Баки и является местом настоящего погребения вышеупомянутых имамов. В одной из пристроек на территории мавзолея кроме предметов шиитского культа можно увидеть несколько ценных артефактов, в том числе старые гравюры, оставшиеся, по словам смотрителя, от старой хусайнийа-хона. Как мавзолей, так и мечеть отреставрированы на средства общины.

Захоронение шиитских имамов в Бухаре, мазар (могила мусульманского святого) «Имом Мухаммад Бокир ва имом Джафар Содик». Фото автора
Захоронение шиитских имамов в Бухаре, мазар (могила мусульманского святого) «Имом Мухаммад Бокир ва имом Джафар Содик». Фото автора
Внутренняя часть купола над захоронением имамов. Надпись на арабском (большими буквами) «Хасан, Хусейн, Мухаммед», в центре «Ла иллохо иль Аллах, Мухаммаду расуль Аллах, ва Али вали Аллах» (Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Аллаха, и Али друг Аллаха) – шиитская шахада. Фото автора
Внутренняя часть купола над захоронением имамов. Надпись на арабском (большими буквами) «Хасан, Хусейн, Мухаммед», в центре «Ла иллохо иль Аллах, Мухаммаду расуль Аллах, ва Али вали Аллах» (Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Аллаха, и Али друг Аллаха) – шиитская шахада. Фото автора
Табличка при мазаре шиитских имамов в Бухаре «Ассаламу Аллейкум йа имом Мухаммад Богир, Ассаламу Аллейкум йа имом Джафар Содик (Мир тебе о имам Мухаммад Бакир, мир тебе о имам Джафар Садык). Фото автора
Табличка при мазаре шиитских имамов в Бухаре «Ассаламу Аллейкум йа имом Мухаммад Богир, Ассаламу Аллейкум йа имом Джафар Содик (Мир тебе о имам Мухаммад Бакир, мир тебе о имам Джафар Садык). Фото автора
Смотритель мазара «Имом Мухаммад Бокир ва имом Джафар Содик» огойи (перс. дядя) Хусайн во время поминальных мероприятий в подсобном помещении при мазаре. Фото автора
Смотритель мазара «Имом Мухаммад Бокир ва имом Джафар Содик» огойи (перс. дядя) Хусайн во время поминальных мероприятий в подсобном помещении при мазаре. Фото автора
Внутренняя часть подсобного помещения при мазаре шиитских имамов в Бухаре, изображения имама Али, Хасана, Хусейна, на фото внизу – один из смотрителей мазара. Фото автора
Внутренняя часть подсобного помещения при мазаре шиитских имамов в Бухаре, изображения имама Али, Хасана, Хусейна, на фото внизу – один из смотрителей мазара. Фото автора
Гравюра. В левой части – вознесение пророка Мухаммеда к трону Всевышнего на животном аль-бурак (изображен в традиционной индийской манере – с павлиньим хвостом) и имам Али в образе льва. В правой части – имам Али в окружении сыновей Хасана и Хусейна (сидят чуть пониже), с левой стороны от Али – Сальман аль Фариси, один из сподвижников пророка Мухаммеда, с правой стороны – эфиопский принц и слуга имама Али – Камбар, с дервишеским топориком табазином. Подсобное помещение при мазаре шиитских имамов в Бухаре. Фото автора
Гравюра. В левой части – вознесение пророка Мухаммеда к трону Всевышнего на животном аль-бурак (изображен в традиционной индийской манере – с павлиньим хвостом) и имам Али в образе льва. В правой части – имам Али в окружении сыновей Хасана и Хусейна (сидят чуть пониже), с левой стороны от Али – Сальман аль Фариси, один из сподвижников пророка Мухаммеда, с правой стороны – эфиопский принц и слуга имама Али – Камбар, с дервишеским топориком табазином. Подсобное помещение при мазаре шиитских имамов в Бухаре. Фото автора
Шамаиль (персидск. Samas – «образ, изображение») с указанием захоронений шиитски
Шамаиль (персидск. Samas – «образ, изображение») с указанием захоронений шиитски
Фотография Муллы Бокира – одного из смотрителей мазара шиитских имамов в Бухаре. Фото автора
Фотография Муллы Бокира – одного из смотрителей мазара шиитских имамов в Бухаре. Фото автора

Чуть дальше от мавзолея располагается кладбище шиитской общины города, носящее имя вышеупомянутого шестого имама Джафара.

Главным ритуальным действием для общины ирони в городе выступает ашуро. Мероприятия, связанные с ашуро, проводятся в месяц мухаррам (первый месяц мусульманского календаря, один из четырех «запретных» месяцев Корана. – Прим. «Ферганы») и носят «общешиитский» характер.

Ашуро в мечети мусульман-шиитов. Поселок Зиробод под Бухарой, 2005 г. Фото Шухрата Болтаева
Ашуро в мечети мусульман-шиитов. Поселок Зиробод под Бухарой, 2005 г. Фото Шухрата Болтаева
Ашуро в мечети мусульман-шиитов. Поселок Зиробод под Бухарой, 2005 г. Фото Шухрата Болтаева
Ашуро в мечети мусульман-шиитов. Поселок Зиробод под Бухарой, 2005 г. Фото Шухрата Болтаева
Во время дней ашуро в семье популярного исполнителя Нишонджона Атамурадова приготовили халису – ритуальное мясное блюдо, которым после молитв угощают соседей, родственников и раздают людям. 2012 г. Фото Шавката Болтаева
Во время дней ашуро в семье популярного исполнителя Нишонджона Атамурадова приготовили халису – ритуальное мясное блюдо, которым после молитв угощают соседей, родственников и раздают людям. 2012 г. Фото Шавката Болтаева

Особенности ашуро у бухарских иранцев рассматриваются в работе А.Б. Джумаева «Традиция ашуро у иранцев Бухары: источники и историко-культурный контекст». К его описанию можно добавить следующее. Ашуро в Бухаре отмечается 40 дней, в отличие от самаркандских ирони, у которых ашуро продолжается 10 дней. Ориентируясь на иранских богословов, бухарские ирони не истязают себя до крови, а ограничиваются латмией – биением себя в грудь.

Ашуро в доме заслуженной артистки Узбекистана Олияхон Хасановой. 2009 г. Фото Шавката Болтаева
Ашуро в доме заслуженной артистки Узбекистана Олияхон Хасановой. 2009 г. Фото Шавката Болтаева
Ашуро в доме Олияхон Хасановой (на фото – хозяйка дома). 2009 г. Фото Шавката Болтаева
Ашуро в доме Олияхон Хасановой (на фото – хозяйка дома). 2009 г. Фото Шавката Болтаева
«Подставка» для свечей в хусайнийа-хона. Фото автора
«Подставка» для свечей в хусайнийа-хона. Фото автора

Другие особенности проведения ашуро в Бухаре у среднеазиатских иранцев таковы: отсутствие театрализованных представлений-шабих, отказ от практики траурных шествий в эти дни. Кроме того, здесь есть традиция зажигать свечи в хусайнийа-хона, где для этих целей имеется специальная подставка. Также в ритуальных целях используется розовая вода (гул об) – как в качестве добавки в пищу, так и в качестве средства для очищения пространства.

Традиция проведения ашуро среди женщин общины тоже имеет некоторые отличительные черты. Их существование связано с большей ориентацией на «народные формы» ислама.

У женщин есть свой религиозный лидер – ой ямло. Обычно лидер этот происходит из числа наиболее грамотных и уважаемых женщин. Ой ямло совмещает в себе знатока как «книжных», так и «народных» форм религиозного вероучения. Одним из проявлений женских форм религиозности можно считать ритуалы, связанные с магией плодородия, выполняемые в дни ашуро в хусайнийа-хона. К числу подобных ритуалов относится написание записок с ниятами и зачитывание их ой ямло. Сюда же можно отнести «пожертвования за выполнение нията свыше»: оно выражается в том, что приносится стопка платков дурра, которые оставляют на минбаре во время службы – после этого прихожанки, желающие прибавления потомства в семье и здоровья близким, разбирают их себе.

В день ашуро женщины ставят свечи в память об ушедших. Старая иранская мечеть. Бухара, 2005 г. Фото Шавката Болтаева
В день ашуро женщины ставят свечи в память об ушедших. Старая иранская мечеть. Бухара, 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Старая мечеть шиитов-мусульман в Бухаре. В день ашуро. Женская половина мечети. 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Старая мечеть шиитов-мусульман в Бухаре. В день ашуро. Женская половина мечети. 2005 г. Фото Шавката Болтаева
Женская половина шиитской мечети. Тор-тор махалля близ Бухары. 2006 г. Фото Шавката Болтаева
Женская половина шиитской мечети. Тор-тор махалля близ Бухары. 2006 г. Фото Шавката Болтаева

В церемониях ашуро у женщин большую роль играет кульча Хазрати Аббос. Это небольшая лепешка величиной в 10-15 см, выпеченная с добавлением в тесто шафрана, бадьяна и молока. Называется она так в честь сына Хазрата Али (четвертого праведного халифа, сводного брата имама Хусейна, также трагически погибшего в битве при Кербеле). Ирони выпекают этот хлеб с четверга на пятницу: они просеивают муку и читают над ней молитвы, стоя босыми ногами перед печью. Перед началом выпечки они держат небольшой пост (руза). Испеченный хлеб ставят парами, «лицевой» стороной друг к другу, «словно две сложенные руки, в память об Абульфайзе Аббосе, лишившемся рук в битве при Кербеле». Сакральный статус хлеба выражается в осуществлении нията через чтение над хлебом молитв с последующим употреблением его в пищу.

Женская половина хусайния-хона (иранской мечети). Тор-тор махалля близ Бухары 2006 г. Фото Шавката Болтаева
Женская половина хусайния-хона (иранской мечети). Тор-тор махалля близ Бухары 2006 г. Фото Шавката Болтаева
Кульча Хазрати Аббос. Фото автора
Кульча Хазрати Аббос. Фото автора

Кульча здесь выступает наравне с другими ритуальными «предметами», отсылающими к культу плодородия. Определенные параллели, связанные с сакрализацией ритуального хлеба, можно найти, например, в обрядовой жизни осетинского народа, сохранившего в своей культуре элементы древнеиранских обычаев и традиций.

В остальном женские ашуро проходят так же, как и мужские, за исключением того¸ что ой ямло не входит для проповеди на минбар, а присаживается на первую ступеньку.

Те, кто стали ирони

Другими мероприятиями, проводимыми как в хусайнийа-хона, так и в домах простых прихожан, являются вафот (дни кончины шиитских имамов) и мавлид (празднование для рождения пророка Мухаммеда).

Распевание роузе (повествование о доблестной жизни, набожности и мученической кончине шиитских имамов) в честь дня смерти Фотима-Захро, п. Зиробод. Фото автора
Распевание роузе (повествование о доблестной жизни, набожности и мученической кончине шиитских имамов) в честь дня смерти Фотима-Захро, п. Зиробод. Фото автора
Традиция зажигания свечей в честь шиитских святых, вафот Фотима-Захро, п. Зиробод. Фото автора
Традиция зажигания свечей в честь шиитских святых, вафот Фотима-Захро, п. Зиробод. Фото автора

Святые места, почитаемые бухарскими ирони, делятся на «общешиитские» и локальные. Некоторые члены общины носят приставку к имени – «карбалои» или «машхади». Эти титулы говорят о совершении их носителями паломничества к святым для всех шиитов местам – городу Мешхед в Иране, городам Кербела и Неджеф в Ираке.

Поскольку вышеназванные места поклонения, культовые для шиитов, достаточно удалены, бухарских ирони могут поклоняться местным мазарам – мавзолеям суннитских святых и их сподвижников. К примеру, большой популярностью пользуется мавзолей Бахауддина Накшбанда в пригороде Бухары.

Собственно же шиитским местом поклонения является вышеупомянутый мазар шиитских имамов рядом с мечетью Ходжи Мир Али.

В число других «шиитских» мест, связанных с народным исламом в регионе, выступает мазар (кадамжой) «имом Хасан, имом Хусейн ва имом Мухаммад Ханафийя». Местные жители чаще называют его «мозор Хасан-Хусан», расположен он близ селения Дебаланд (Навоийская область, 130 километров от Бухары).

Мазар имом Хасан, имом Хусейн, п. Дебаланд, Навоийская область. Фото автора
Мазар имом Хасан, имом Хусейн, п. Дебаланд, Навоийская область. Фото автора
Вход на территорию захоронения имамов Хасана и Хусейна. Фото автора
Вход на территорию захоронения имамов Хасана и Хусейна. Фото автора
Паломники и смотритель – чирогчи (буквально – «тот, кто зажигает свет») у здания с захоронениями имамов Хасана и Хусейна. Фото автора
Паломники и смотритель – чирогчи (буквально – «тот, кто зажигает свет») у здания с захоронениями имамов Хасана и Хусейна. Фото автора
Вход в захоронение имама Хасана. Фото автора
Вход в захоронение имама Хасана. Фото автора
Захоронение имама Хусана (Хусейна). Фото автора
Захоронение имама Хусана (Хусейна). Фото автора
Мазар имом Мухаммад Ханафийя (находится на расстоянии нескольких сотен метров от захоронения имамов Хасана и Хусейна). Фото автора
Мазар имом Мухаммад Ханафийя (находится на расстоянии нескольких сотен метров от захоронения имамов Хасана и Хусейна). Фото автора
Ритуальный обход вокруг захоронения имама Мухаммада Ханафийя местным жителем. Фото автора
Ритуальный обход вокруг захоронения имама Мухаммада Ханафийя местным жителем. Фото автора

Здесь в отдельных комнатах были обнаружены гобелены «катибе» или «хашийе-йе сотун». Гобелены эти черно-зеленых цветов и с надписью арабской вязью в картуше «Йа о абдулло Хусайн» («О раб божий Хусейн!»).

Туг – «молельное знамя», атрибут мазаров – с навершием в виде раскрытой ладони на фоне традиционного гобелена-катибе. Фото автора
Туг – «молельное знамя», атрибут мазаров – с навершием в виде раскрытой ладони на фоне традиционного гобелена-катибе. Фото автора
Навершие знамен (алам) в форме раскрытой ладони-«панжа», с именами Ахль аль-Байт (семейства пророка Мухаммеда, особо почитаемого у шиитов). Фото автора
Навершие знамен (алам) в форме раскрытой ладони-«панжа», с именами Ахль аль-Байт (семейства пророка Мухаммеда, особо почитаемого у шиитов). Фото автора
Женщины в шиитской мечети молятся перед портретом имама Хусайна. Фото Шавката Болтаева
Женщины в шиитской мечети молятся перед портретом имама Хусайна. Фото Шавката Болтаева

Вышеупомянутые «катибе» характерны в первую очередь для шиитских ритуальных мест. Ими украшают хусайнийа-хона в Иране, Азербайджане, Ираке, Афганистане, а также дома простых прихожан в период проведения ашуро, и, кроме того, помещения, где проходят театрализованные представления – шабих.

В заключение стоит отметить безусловно важную вещь: шиизм с его ритуальной стороной выступает для общины ирони социализирующим компонентом. Однако еще важнее, что шиизм у ирони служит формированию этнической идентификации. Так, для большинства жителей Бухары понятия «шиит» и «ирони» идентичны. Да и в сознании большинства суннитов города шиизм ассоциируется с национальной верой ирони, так называемой «иранской верой», поскольку большинство приверженцев шиитского (имамитского) толка в исламе проживают в Иране. Обращение в шиизм в первую очередь практикуется теми, кто проживает в «шиитском» окружении, поддерживает тесные отношения с членами общины ирони, а также участвует в религиозных обрядах и ритуалах – словом, получает социализацию благодаря тесным связям с ирони. Для большинства жителей города переход из суннизма в шиизм и наоборот трактуется как смена этнической идентичности – что вполне укладывается в рамки конструктивистского подхода к этничности в антропологической науке.

Автор и редакция выражают благодарность фотографам Шавкату Болтаеву (Бухара) и Павлу Кравцу (Ташкент) за предоставленные изобразительные материалы.

Эрик Сеитов

Международное информационное агентство «Фергана»

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц