Найти тему
Про жизнь

«Я русский, но…»

       К вопросу о толерантности и политкорректности
       К вопросу о толерантности и политкорректности

В Советском Союзе термины «этническая толерантность» и «политкорректность» не звучали на радио и телевидении, не занимали места в печатных СМИ. Были простые понятия – «дружба народов» и «пролетарский интернационализм». И то, и другое было в действительности. Была и советская политкорректность (при отсутствии самого термина) – она состояла в том, что каждый народ характеризовался только как мужественный и трудолюбивый.  А тема толерантности/политкорректности пришла из США, во второй половине ХХ века. Американцы за короткое время перестроились – перестали линчевать негров, дискриминировать латиноамериканцев, азиатов… И так они себе понравились в новом качестве, что стали учить других. Негров переименовали в афроамериканцев и начали требовать, чтобы и в других странах слово «негр» было запрещено.

Воспитывать нас, недостаточно «цивилизованных», любят сегодня и представители европейских стран. Устраивают семинары и конференции для внедрения у нас своих «ценностей». Мне довелось побывать на таких форумах в 2000 году. Это было очень интересно. Выступали известнейшие в то время деятели науки и образования – директор Института этнографии и антропологии В.А. Тишков, профессор МГУ и тогдашний замминистра образования А.Г. Асмолов, итальянский журналист Джульетто Кьеза…

Кьеза, автор нашумевшей книги «Прощай, Россия!», сказал:  «Наступает время Всемирного Телевидения. На Западе газеты вымирают. Главные редакторы превратили журналистику в род бизнеса, есть даже термин «одноразовая журналистика». Информация превращается в таблетки быстрого действия, сдобренные эмоциями. Американский тележурналист снимает «картинку» с жертвами теракта в Израиле, а телевидение показывает её под дикторский текст о событиях в Косове или Чечне. Публика спокойно глотает эти таблетки... Так выгодно «золотому миллиарду». Многие народы колонизированы без войск, только посредством телевидения. Вы не исключение, только ещё не осознали этого. 80 % мировой информации распространяется из стран «золотого миллиарда» и отражает их интересы. Транснациональные корпорации производят 80 % всех телевизионных развлекательных программ в мире, а другие их только копируют. Можно ли считать мир свободным при таком погружении в виртуальную реальность, производимую в центре мировой власти?».

Названная Дж. Кьезой цифра «восемьдесят процентов» показалась мне странно знакомой. Я вспомнил, что читал о подобном в повести Стругацких «Обитаемый остров». Там, на инопланетном фантастическом острове, власти периодически включают мощные излучатели на башнях. Под их воздействием восемьдесят процентов населения испытывает приступ  верноподданнического восторга, а остальные — дикую головную боль. Власти называют эти двадцать процентов «выродками», выявляют и изолируют... Я спросил у синьора Кьезы, не считает ли он этот сюжет провидением наших фантастов. Он сказал, что читал эту повесть, и картина, нарисованная Стругацкими, очень правдоподобна.

А меня разговоры на этих форумах побудили задаться вопросом: когда и как приходит к человеку знание о том, что люди разделяются по национальному признаку?

Как-то по ТВ прошёл интересный сюжет о Япо­нии. Жители одного токийского квартала обрати­лись к городским властям с просьбой перенести иранское представительство в другое место. В пети­ции не приводилось фактов какого-то криминально­го или антиобщественного поведения иранцев, собирающихся у этого здания. Претензия была про­ще: "у персов тяжёлый взгляд". Этого оказалось достаточно, чтобы просьбу удовлетворили. Японс­кие власти свой народ уважают. Других – тоже, но свои — это свои. Представляю, подай такую пети­цию москвичи, какой бы шум подняли наши "этни­чески толерантные" СМИ!

Итак, толерантность – это терпимость. Терпели­вость. Терпение... Но терпение есть и основа семей­ной жизни. Более того. "Любовь долготерпит..." – это слова апостола Павла. Если говорить об этничес­кой терпимости как о любви к другим народам, то давайте вспомним и внимательно рассмотрим евангельскую заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя". Это значит, что прежде всего надо любить себя, иначе откуда знать, как надо возлю­бить ближнего? Но в Евангелии есть и такой принцип: "Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". Ньютон пересказал этот закон другими слова­ми: "Действию всегда есть равное и противополож­ное  противодействие".

Итак, будем следовать Евангелию – и помнить законы физики. Тогда и будем со всеми взаимно толерантны.

Tags: ПублицистикаProject: poldenAuthor: Дорожкин Н.

Книга "Мы всё ещё русские" здесь

Книги здесь или здесь