День 5. Pamplona - Puente la Reina
Маршрут дня – 25 км: Pamplona - Zizur Menor - Zariquiegui - Uterga - Muruzábal - Obanos - Puente la Reina (Albergue de Peregrinos Padres Reparadores)
Постепенно мы втягиваемся в ритм Пути. Обычно нынешние пилигримы встают в районе 6 часов утра и, собравшись, примерно через час выходят в дорогу. Так мы и сделали сегодня. За эти дни "mochila" у некоторых наших пилигримов уменьшили свой вес (что-то было оставлено в альбергах, а что-то отослано на далекую родину).
Путь Сантьяго ненавязчиво учит человека, даёт подсказки, что следует изменить в своей жизни. Если, конечно, человек готов продолжать учиться. "Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твоё сердце наполняется чувствами". (Это из "Блаженств паломника", о чем расскажу немного позже).
Так и в жизни, мы очень часто несём на своих плечах груз дел, отношений с людьми и вещами, которые уже ничего не созидают нового в нашей судьбе, а только отнимают силы. По тем или иным причинам нам жалко со всем этим расстаться, и мы продолжаем нести эту ношу, всё больше сгибаясь под тяжестью прошлого, не давая новому войти в нашу жизнь.
Впереди нас ждал подъём на плато, продуваемого всеми ветрами, с поэтическим названием "Альто-дель-Пердон" – "Высота Прощения". Здесь, в 1996 году, установлен оригинальный памятник, который выполнен из листового металла и представляет собой процессию паломников разных эпох, "идущих наперерез ветрам за звездами".
Ветра в этой местности и на этой высоте не случайные гости, поэтому вокруг виднеются ветряки, преобразующие силу ветра в электричество. В этот день сила ветра на верху плато была такова, что можно было, раскинув руки и наклонившись вперед, не падать, удерживаясь на потоке воздуха.
Путь продолжал одаривать нас своей красотой и рассказывать свою историю. Прошли Обанос, место, где по легенде "была убита Любовь". Эта легенда XIV века, передается из поколения в поколение:
"Много веков назад одна принцесса совершала паломничество по Пути Сантьяго. Звали её Фелиция Аквитанская, и вот, на обратном пути, она вдруг решила бросить всё и остаться жить здесь. Она и была этой Любовью — богатство своё раздала беднякам, а сама стала ухаживать за немощными…
И тогда отец принцессы послал за ней её брата, герцога Гильермо, чтобы тот вернул её домой. Но Фелиция отказалась с ним пойти. Герцог, отчаявшись уговорить принцессу, пришёл в ярость и убил её…
Когда герцог опомнился и понял, что совершил, он отправился в Рим — покаяться Папе. И тот наложил на него епитимью — совершить паломничество по тому же Пути Сантьяго. Вот тут и произошла интереснейшая вещь: когда герцог уже возвращался, он, дойдя до здешних мест, вдруг испытал чувства, весьма сходные с теми, что обуревали в свое время и его сестру. Так он и остался жить здесь, в той самой церкви, что построила Фелиция, и заботился о бедных до конца своих дней".
После часа дня мы подошли к Пуэнте-ла-Рейна (Puente la Reina).
"Здесь сливаются воедино все Пути, что ведут из Франции в Сантьяго. Было раннее утро, когда мы достигли Пуэнте‑де‑ла‑Рейна — это название было выгравировано на цоколе изваяния, изображавшего пилигрима в средневековых одеяниях: треуголка, плащ с капюшоном и вшитыми в подол раковинами, посох в руке".
Сразу при входе в город есть альберг, но он чем-то нам не приглянулся, мы прошли дальше и не ошиблись. На отдых мы остановились в здании бывшего госпиталя, построенного для пилигримов ещё рыцарями тамплиерами. Рядом располагается церковь Распятия, возведенная также тамплиерами в позднем романском стиле. Башня, увенчанная мальтийским крестом, правда, построена значительно позже в 1635 году.
Интерьер церкви изысканно аскетичен и символичен. Внутреннее пространство церкви разделено пополам продольной колоннадой из четырёх колонн – символ четырёх сторон света. Одна часть, левая, если стоять лицом к алтарю – светлая, а правая – тёмная. Технически это достигается наличием только в левой части большого окна-розетки, через которое в пространство церкви льётся свет. В правой части источник наружного света практически отсутствует, в силу чего в ней сгущен полумрак. Такая игра света и полумрака наводит на мысль о борьбе добра и зла в жизни человека, о наличии нашего земного не просветлённого мира и мира света высших планов.
Красив портал церкви. Резные капители колонн портала обветшали, но две хорошо сохранились и интересны, как мне представляется, с точки зрения символизма тамплиеров. На одной изображены два гуся, шеи которых переплетены, а в клювах они держат какой-то плод. На другой капители – две лозы ягод (скорее всего винограда), также переплетены. Памятуя о том, что принцип дуализма, как отражение борьбы добра и зла, был значим для тамплиеров: известная печать с двумя всадниками на коне, по уставу они должны были перемещаться по двое... Вспоминая также то, что символом каменщиков, строителей средневековых соборов в Европе была гусиная лапка, можно предположить, что выбор рисунка капителей не определялся только художественными соображениями. Кроме того, что гуси - это знак принадлежности церкви к Ордену тамплиеров, это ещё и указание на важность взаимодействия и сотрудничества в обществе людей, как это происходит в животном и растительном мире природы.
Историческая справка
Город Пуэнте-ля-Рейна основан в XII веке. Название происходит от романского моста, построенного в XI веке под покровительством Рейны Мунии, жены Санчо III Великого короля Навары (992-1035), чтобы облегчить путь пилигримам через реку Арга. На calle Mayor (улица Главная) стоит церковь Сантьяго, впечатляющий романский портал которой, с мавританскими влияниями, повторяет фасад церкви Сан Педро в городе Эстелья. Церковь Распятия и госпиталь паломников – свидетельства присутствия на Пути Сантьяго тамплиеров.