Найти в Дзене

Наташина мечта победила

Наташа из детдома. Гопница.
Наташа из детдома. Гопница.
Наташа из "хорошей семьи". Принцесса.
Наташа из "хорошей семьи". Принцесса.

Моноспектакль "Наташина мечта", режиссер Николай Коляда.

Драматург Ярослава Пулинович.

В главной роли: Алиса Кравцова.

Традиционное вступительное слово от Николая Коляды. И спектакль начинается...
Традиционное вступительное слово от Николая Коляды. И спектакль начинается...

Когда я писал о фильме Василия Сигарева "Страна Оз", я использовал выражение "Страна пластиковых стаканчиков".
Это у меня явно наложились впечатления от "Вишневого сада" в постановке Коляды. Там один из самых ярких — и беспощадных образов! -- белоснежный вишневый сад, созданный из сотен пластиковых стаканчиков, надетых на голые ветки.

"Вишневый сад", Коляда-театр
"Вишневый сад", Коляда-театр

Из этих стаканчиков, конечно же, только что пили водку. Абсурдный вроде символ, но точный.
Николай Коляда, мне кажется, в каждом спектакле исследует свою Страну пластиковых стаканчиков, свой маленький страшный Урал, как Фолкнер исследовал свою Йокнапатофу, а Мартин МакДонах -- свою островную Ирландию. Герои Коляды, даже когда он берет для постановки не свои, а чужие пьесы, живут где-то рядом, на расстоянии вытянутой руки. Что герои БЭС, что "Змеи золотой", что "Наташиной мечты" и даже "Вишневого сада".
Ученики Коляды восприняли его безжалостный, всепонимающий взгляд на людей, на их мотивы, их слабости, их жадность, их корысти, их страхи.
Но у них словно нет (или очень мало) этой любви к людям, этой жалости к ним, как у Коляды. Который порой выведет людей такими уродами, что десять раз удавить мало, а потом обольется слезами над ними и пожалеет — потому что это люди. И в каждом уроде есть что-то человеческое. Ну, должно быть. Должно.
Безжалостность -- и жалость одновременно.
А вот ученики Коляды...
Они молодые, им людей жалеть некогда. При этом я практически фанат того, что делает в кино Сигарев (да и его драматургии тоже), а вот с Ярославой Пулинович у меня не срастается.


Сейчас в Москве идут гастроли Коляда-театра. Не пропустите. Я посмотрел в этом сезоне три спектакля:
"Большая Советская энциклопедия" (прекрасный!)
"Змея золотая" (очень хороший).
и вот сейчас — "
Наташина мечта".
Спектакль на самом деле состоит из двух частей. Из двух пьес Ярославы Пулинович, связанных общей темой. Сюжет:
У меня есть мечта, а кто на пути у мечты, получит с ноги.

Пустая сцена, стул. И одна девочка, рассказывающая о своей жизни... и мечте.
Пустая сцена, стул. И одна девочка, рассказывающая о своей жизни... и мечте.

"Наташина мечта" -- это моноспектакль Алисы Кравцовой, чья игра меня очень впечатлила в "Большой советской энциклопедии".
Прекрасная актриса. Мне вообще кажется, что у Коляды плохих артистов нет.

* * *
Что меня настораживает в пьесах Пулинович -- это какая-то одномерность героев. При том, что пьесы прекрасно написаны, язык героев совершенно живой, характерный, слегка абсурдные, но жизненные ситуации. А вот не мое.
Есть такой древний детский стишок про поляков и Сусанина:
Давайте отрежем Сусанину ногу!
Не надо, не надо, я вспомнил дорогу.

Пьесы Пулинович у меня вызывают похожее чувство. И ногу Сусанину отрезали, и поляки куда-то делись.
И при этом все это живо, остроумно и хорошо написано.

О спектакле.
Первая часть меня не захватила. То есть, я смотрел и слушал, и понимал.
Но не сочувствовал.
Казалось, в самом начале,
Алиса Кравцова, она же Наташа, чуть растерялась. Совсем чуть-чуть, в некоторых моментах, фразах, жестах. Словно нет совершенного контакта, остался крошечный зазор между актерской игрой здесь и сейчас — и тем идеальным рисунком роли, который должен быть. И актриса (прекрасная актриса!) чувствует легкую растерянность, как иногда поешь — и не точно в ноту, и замечаешь это сразу, мгновенно, и словно чуть подъезжаешь к нужной высоте голосом, справляешься, вроде я молодец, никто не заметил, а все равно — нота не совсем чистая. И ты это знаешь. И вот эта легкая "грязь" в первой части спектакля мешала. А может, это режиссерская задумка -- что сначала актриса играет размашисто, широким мазком, а чем ближе к финалу, тем тоньше.
Понятно, что каждый спектакль — играется по-другому. В этом львиная доля обаяния театра. Ты приходишь второй раз на тот же вроде спектакль, а он другой.
А еще понятно, что я просто могу ошибаться :)
Как ни странно, вторая часть показалась мне точнее и намного интересней. Почти идеальной. Без зазоров.

-6

Когда началась вторая часть, я подумал, что это будет взгляд с другой стороны. Зеркальный.
Вот это та девочка-соперница, более счастливая в любви, чем Наташа-гопница. Что это та девочка из "хорошей семьи", которая в итоге получила по голове каблуком...
Но чем дальше я смотрел, тем больше мне казалось -- нет, все не так.
Героиня -- это одна и та же Наташа. Просто стартовые условия разные.
Первая -- детдомовка, рано потерявшая мать. Вторая -- девочка-принцесса, со сверхзаботливой матерью-примером.
Но хочется им обеим -- только любви. Просто любви -- ни за что, просто так. Ни за успехи, ни за жалость. Чтобы появилось на свете что-то -- как говорит Наташа в первой части: "только мое". Ничье больше. Чтобы кто-то сказал: "
Наташа-а... ты самая клевая девчонка на свете... Наташа-а... ты лучше всех".
И тут понимаешь, что девочки -- одинаковые. И как нет ничего своего у детдомовки, так нет и у второй. Принцесса даже думает и говорит с маминого голоса.
И обе — и гопница-детдомовка и принцесса — пойдут на все ради мечты. И методы у них, в сущности, одинаковые. Просто стартовые условия диктуют выбор оружия. Гопница выбрала физическое избиение, а принцесса -- моральный удар уже лежащей на земле сопернице, добивание.
Потому что Валера-Андрей "это мое".
Мое.
Мое.
Мне. Не отдам.
И в обоих случаях в финале — "Я победила". Только осталось убедить в этом себя саму.
"Наташа-а... ты самая клевая девчонка на свете... выходи за меня замуж...
Наташа-а..."

Любовь ли это? Не знаю.
Наташина мечта всех победила. И, похоже, ее саму тоже.

Фотографии взяты с сайта Коляда-театра.
Фотографии взяты с сайта Коляда-театра.

Чудесный Итунин с тортом -- в переходе от гопницы к принцессе. Отличный выход, словно отдельный спектакль. И смешно, и грустно, и что-то словно царапает изнутри. А всего лишь долговязый смешной парень в спортивном костюме и с тортом в руках бродит по сцене. А на торте свечки горят. Но вот как-то сразу понимаешь -- вот она, наташина мечта. Пришла. И она того стоит.
Итунина хочется увидеть больше. Не знаю, попаду ли я на спектакль
"Между небом и землей жаворонок вьется", но постараюсь...
Вот интересно, почему этот двухминутный выход с тортом эмоционально зацепил меня сильнее, чем предшествующий монолог? Возможно, потому что добавил образу Наташи-детдомовки глубину? Трехмерность. И стало ее вдруг жалко -- до слез.

-8

* * *
Опять возвращаюсь к драматургии Пулинович. Прекрасная театральная вещь -- и совершенно непонятно, почему она меня не цепляет. Вот был хороший момент -- Наташа-детдомовка вспоминает, как тетка принесла ей письмо от матери. И хотя Наташа тогда не умела читать, она сразу поняла, что в письме написано "
Люблю, целую, очень скучаю". Конечно, что же еще? И она часто письмо это доставала и смотрела на него. Отлично же!
А глаза у меня все равно сухие.
По мне, в пьесе все немного чересчур (я ее читал задолго до спектакля, успел забыть, а после спектакля еще раз перечитал). И мать-проститутка, и убита своим сутенером, и безумная тетка, и избиение в детдоме и т.п. Одно накручивается на другое. И при этом я не могу сказать, какой человек Наташа. В чем ее третье измерение, за что ее любить, кроме ее несчастий? Пока не появился долговязый парень с тортом, я так и не понимал.
* * *

Выход на поклоны. Константин Итунин и Алиса Кравцова.
Выход на поклоны. Константин Итунин и Алиса Кравцова.

А теперь, в финале, я хочу ответить на главный вопрос:

Понравился мне этот спектакль?

Да... и нет. Черт побери, сложно сказать!

Но это было здорово.

=====

Огромное спасибо за приглашение Коляда-Театру, Музею "Булгаковский дом", Театру имени Булгакова и сообществу moskva_lublu!
Больше узнать о
Коляда-Театре можно в его группах в соцсетях ВКонтакте,Инстаграме, Фейсбуке
О
Музее "Булгаковский дом" и Театре имени Булгакова можно узнать в соцсетях: ВКонтакте, Инстаграмме, Фейсбуке