Найти в Дзене
mediametrics

«Третье мнение». Как искусственный интеллект применяется в медицине

Оглавление

Здравоохранение

Анна Мещерякова, директор интеллектуальной системы поддержки принятия врачебных решений «Третье мнение»

«Третье мнение» реализует 20 пилотных проектов в медицинских учреждениях, то есть в больницах по стране. Мы действительно первые, кто информирует клинику, главного врача, руководителя лаборатории и врачей, рентгенологов в частности, о функционале этой системы, о ее возможностях, о том, как она развивается. У нас уже сейчас есть три готовых продукта, которые мы пилотируем.

Мы видим инициативу со стороны частных клиник о том, чтобы использовать «Третье мнение» как систему для привлечения клиентов, или удержания клиентов, или некого маркетингового инструмента, который частная клиника может использовать для подтверждения высокого качества оказываемых медицинских услуг. Чаще всего спрашивают в государственных клиниках, насколько продукт готов, какая результативность, точность. В частных больше спрашивают о том, как его можно встроить в систему привлечения клиентов, удержания клиентов, лояльности клиентов. То есть немножко разный взгляд от частной медицины, от государственной медицины.

-2

Особенность «Третьего мнения»

Название «Третье мнение» – это одно из удачных попаданий, которым мы очень довольны. Первое мнение врачебное, второе мнение коллеги врача, третье мнение наше. Трудно найти более подходящее название для того, чтобы очень коротко, в одном предложении описать, что мы делаем и какую проблему решаем.

Мы решаем проблему высокой нагруженности специалистов по описанию, расшифровке медицинских снимков. Отсутствует возможность автоматической сортировки снимков на норму и не норму. Априори такая возможность отсутствует, и все снимки поступают в неотсортированном потоке, обеспечивая сверхвысокую нагрузку специалистов. Это и рентген, это КТ, МРТ-исследования, УЗИ. На сегодняшний день активно используется услуга по расшифровке медицинских изображений сторонними организациями: нейросети, искусственный интеллект, машинное обучение. И «Третье мнение» обучает алгоритм с помощью знаний и опыта врачей.

«Третье мнение» обучает алгоритм, передавая, оцифровывая врачебный опыт. Каждый снимок система получает после обработки и ручной разметки силами врача, которого мы приглашаем на соответствующую работу. Таким образом система обучается не сама, система получает этот оцифрованный опыт врача, который этим опытом обладает и специализируется на той или иной патологии.

Мы понимаем, что компетенция даже топ-эксперта будет ограничена регионом, где он работает, социальным статусом пациентов, тогда как с другими патологиями он может не столкнуться за всю свою практику. Подобная система аккумулирует весь врачебный опыт и покрывает все возможные патологии. Это та ценность, которая есть у системы в сравнении с отдельным врачом.

-3

Готовые продукты

На сегодняшний день «Третье мнение» - это три готовых продукта, работающих прототипа. Это распознавание типов клеток крови, это оцифрованные мазки костного мозга, то, что мы сделали совместно с центром Дмитрия Рогачева. Это снимки глазного дна, то, что мы сделали совместно с клиникой доктора Куренкова. И оцифрованные рентгенограммы грудной клетки. 20 патологий. Всего мы поместили в наш классификатор 50, из которых половину система уже распознает. Это очень высокий показатель. И, конечно, мы распознаем норму, то есть отсутствие патологии.

Сегодня мы понимаем, что востребованность, прежде всего, лежит в сортировке нормы и не-нормы, потому что после этой сортировки уже дальше возникают различные подходы у медицинской организации к работе с этим пациентом, с этим снимком, с этой информацией. Это позволяет оптимизировать процесс, снизить рутинную нагрузку, повысить персональное внимание к пациенту с критической патологией, увеличить время на контакт с пациентом, которому действительно это важно. Один из пилотных проектов, который нам удалось преобразовать в коммерческий договор, – центр Пирогова.

Скрининговые исследования – это та сфера применения, где «Третье мнение» востребовано, и сейчас мы пытаемся именно так его позиционировать. Возможно, появятся другие, но это то, что лежит на поверхности, это то, что абсолютно логично, потому что та самая сортировка, прежде всего, востребована в скрининговом исследовании. Это позволяет существенно сократить расходы на проведение этого скринингового исследования населения.

-4

Планы развития

Сейчас для нас важно успешно завершить наши 20 пилотных внедрений, сделать соответствующие выводы. На основании этих выводов доработать наши продукты с тем, чтобы приступить активно к коммерческому внедрению этих продуктов по всей стране. Если говорить о новых продуктах, то у нас есть roadmap или план развития. Мы на сегодняшний день разметили уже 300.000 изображений. Это очень большой объем, и для того, чтобы выполнять наш план развития, нам необходим большой объем данных, нам необходимо понимание, с кем мы работаем по обучению системы, по разметке, с какими врачами, с какими научными координаторами. Это сложный процесс выбора приоритетов. 20 пилотных проектов позволяют вести этот диалог непосредственно с нашим заказчиком. Сегодня мы видим большой интерес именно к продуктам лучевой диагностики. Основное внимание будем направлять именно туда.

Мы работаем с крупными компаниями, они контактируют с нами как с потенциальным дополнительным функциональным модулем к их программному обеспечению. Philips высоко оценил возможности и RnD составляющую нашего продукта по рентгенограммам. Не исключен сценарий сотрудничества с международными гигантами по модели продажи им лицензий для того, чтобы они использовали их при поставках своего оборудования.

Насколько нам известно, компании-производители диагностического оборудования активно инвестируют и придают большое значение развитию своих DICOM Viewer, которые дополняют их оборудование. Речь идет о DICOM Viewer и о том, как обрабатывается медицинское изображение при попадании на монитор врача с того или иного устройства. Но это не совсем то, что делает «Третье мнение».

«Третье мнение» может работать с любым DICOM Viewer, и функционал любого DICOM Viewer, даже компании Toshiba или компании General Electric, или Philips предоставляет дополнительный функционал. Тот функционал, которого у компании нет, а именно обозначать вот эту патологическую область, локализовать ее и маркировать. Дело в том, что технология, которая развивает эти компании, принципиально иная. Она построена на обработке этих изображений математическими методами, а не обучением алгоритма посредством такой врачебной разметки. Ни Toshiba, ни General Electric, ни Phillips этим не занимаются. Напротив, они рассматривают потенциальную возможность кооперации, партнерства и даже покупки таких компаний, как мы.

По КТ, по МРТ, по рентгенограммам компании-лидеры распознают норму и распознают пять самых критичных патологических состояний. Мы на сегодняшний день можем больше. То есть по рентгенограммам грудной клетки мы уже распознаем 15-20 в зависимости от детализации патологий.

Команда «Третьего мнения»

«Третье мнение» объединяет две большие подгруппы специалистов: это IT-специалисты и врачи. Мы изначально поставили приоритетом координацию работы этих групп специалистов между собой. Оказалось, что напрямую общаться им очень трудно. Программистам, особенно тем, которые занимаются нейросетями, искусственным интеллектом, компьютерным зрением, разговаривать с врачами, которые расшифровывают рентгенограммы, КТ, МРТ, о том, как создать продукт, оказалось абсолютно невозможно. Врач никак не может сформулировать техническое задание к продукту. Программист никак не может объяснить врачу напрямую, что все-таки от него требуется. И вот здесь мы увидели для себя эту нишу, заняли ее как компания-координатор.

Глобально у нас есть медицинский директор, Сергей Александрович Румянцев. Благодаря его поддержке первым продуктом стал продукт по распознаванию типов клеток крови. Очень большой вклад Сергей Александрович внес в методологию разметки, в подготовку дата сетов. И надо сказать, что по этому продукту одним из этапов была оцифровка архива материалов. Этим мы занимались в процессе обучения сети и при поддержке центра Дмитрия Рогачева и Сергея Александровича Румянцева. Сергей Александрович – медицинский директор. Георгий Станиславович Лебедев – эксперт по цифровой медицине, помогает нам строить координационный мостик с Первым медицинским университетом.

Герман Сергеевич Клименко является инициатором этого процесса, тем человеком, который всех собрал и всем предал энергию, ускорение и очень большое желание, чтобы это все состоялось и получилось.

Связь с телемедициной

Платформа является облачным сервисом, и при наличии выхода в интернет уже сегодня наши три продукта доступны в любом регионе и для любого врача, если у него есть доступ к подобной информации от пациента, к снимку пациента. Уже сегодня он может этим пользоваться, и мы уверены, что это принесет какие-то результаты. Что касается пациента, то он точно так же может пользоваться нашей системой.

Наша система сигнализирует о наличии отклонений от нормы. И сегодня мы ведем переговоры с телемедицинскими сервисами, которые активно развиваются. Это и DocDoc, и DOC+, и другие сервисы, которые работают на рынке B2C, которые либо предлагают пациенту запись к врачу, либо они предлагают телемедицинскую консультацию. И мы говорим о потенциале интеграции функционала «Третьего мнения» в их сервис.

Сейчас нет такой практики у пациента хранить свои исследования. По-прежнему часто выдаются исследования на пленке, на каком-то носителе в виде флешки, и если мы придем к парадигме персонального медицинского облака, где у нас есть доступ к своей электронной медицинской карте, к своей медицинской информации, которую мы можем взять и отправить авторизованному сервис-провайдеру для той или иной услуги, «Третье мнение» покажет наличие нормы или не-нормы, и предложит обратиться к профильному специалисту.

-5

Муслим Муслимов, автор программы «Медицинский менеджмент» на Радио Медиаметрикс

Полный текст интервью на Doctor.Ru

-6