Останется ли Финляндия с президентом Ниинистё «нейтральной», если Россия нападёт на Прибалтику? – задаётся вопросом Олли Айнола из «Илталехти».
Iltalehti, 19.01.2019. Текст: Olli Ainola
Прошлой осенью президент Саули Ниинистё отошёл от поддержки того оборонительного курса, который он сам разработал вместе с правительством Юхи Сипиля (Партия центра). В ноябре он выступил с речью, в которой заявил, что Финляндия не станет предоставлять свою территорию для использования с «враждебными намерениями» в отношении третьей стороны. Под «третьей стороной» Ниинистё подразумевал Россию.
Таким образом, Ниинистё притормозил сотрудничество с Западом в военной сфере в соответствии с позицией социал-демократов и депутата Эркки Туомиоя. Социал-демократы провели через парламент резолюцию, цель которой – ограничить участие Финляндии в совместных учениях с НАТО и, в особенности, с США.
Выражение «враждебные намерения» принадлежит перу Туомиоя. В его основе лежит старая идея Паасикиви, согласно которой Финляндии надлежит всегда уважать и принимать во внимание оборонительные интересы России. Существенный момент заключается в том, что интересы эти оцениваются глазами Москвы.
Финляндия не сможет остаться в стороне
«Враждебные намерения» сужают для Финляндии пространство оборонительного манёвра и в то же время увеличивают гарантии безопасности, которые Финляндия предоставляет России. Это выражение по своему звучанию существенным образом выбивается из базового соглашения, которое Финляндия и Россия заключили в 1992.
В том соглашении никакие «враждебные намерения» не фигурировали – речь шла лишь о вооружённой агрессии. «Стороны не будут использовать или разрешать использовать свою территорию для вооруженной агрессии против другой Стороны», – говорилось в его четвёртой статье.
Конкретное значение позиции, которую занял Ниинистё, оценить сложно. Ясно одно: основную роль здесь играет безопасность Прибалтики и вопрос о поддержке европейских партнёров со стороны Финляндии в случае войны.
Если между Россией и странами Балтии возникнет военный конфликт, Финляндия неизбежно окажется втянута в него – вследствие того, что России придётся расширять зону безопасности вокруг Санкт-Петербурга и Кольского полуострова за счёт Финляндии.
Поверит ли Россия Финляндии?
Ниинистё и социал-демократы обращаются к историческим параллелям – в 1939, накануне Зимней войны, так поступила Швеция, заявившая, что в случае нападения СССР не станет помогать Финляндии.
«Нейтральная» Швеция таким образом смогла сделать для Финляндии много хорошего, не выбешивая Советский Союз. Швеция поставляла в Финляндию винтовки, орудия, самолёты и боеприпасы, а также поддержала добровольцев, которых в Финляндию прибыло порядка 12 000.
Но, случись кризис в Прибалтике, если Финляндия заявит о своём нейтралитете, насколько можно будет верить подобному заявлению?
Должно быть, Ниинистё полагает, что это стало бы ответом на дискуссии о вступлении Финляндии в НАТО в условиях, когда, доверие к гарантиям США начинает шататься. Вместе с тем это означает возрастание значимости собственных вооружённых сил и неизбежность больших военных закупок.
Совершенно неясно, признает ли Россия Финляндию «нейтральной». Если за этим заявлением стоит реальная возможность прибегнуть к военной помощи Запада, то очень может быть, что признает – кто бы сейчас захотел преднамеренно увеличивать число своих врагов?
– Завершил ведь Сталин Зимнюю войну Московским перемирием и отказался от «Терийокского правительства», очевидно, поверив в вероятность англо-французской интервенции – иными словами, предположив, что эти страны придут на помощь Финляндии и нападут на нефтеносные районы Кавказа, – так рассуждал прошлой осенью Туомиоя.
Каково возможное развитие событий, будет зависеть от того, как именно начнётся кризис, кто и по какой причине нападёт первым, и как будет развиваться война.