В конце июня в столице Австрии состоялось примечательное событие: в тёплой и дружественной обстановке прошла инаугурация первого главы нового космического государства, получившего название Асгардия. Современной реинкарнацией Одина стал главный идеолог проекта: российский учёный и предприниматель Игорь Ашурбейли, основавший в Вене Международный аэрокосмический исследовательский центр.
По данным на 13 июля 2018 года гражданство Асгардии приняли 203 554 человека — 171 место среди стран мира по количеству населения. Пока государство существует исключительно на бумаге, в будущем планирует обзавестись собственной территорией, создавая орбитальные станции и базы на других планетах. Приоритеты новой державы: мирное освоение космического пространства, открытый доступ к достижениям прогресса для всех жителей Земли, создание системы защиты нашей планеты от угроз извне.
Несмотря на кажущуюся утопичность проекта, сам факт появления Асгардии говорит о наличии спроса на новые, отличные от традиционных формы государственного устройства. Отталкиваясь от этого, попробуем разобраться, какие общественно-политические формации придут на смену существующим в обозримом будущем.
Торжество разума
Идея ноократии — государственного устройства, основанного на приоритете интеллекта, — проходит теоретическую обкатку уже несколько веков. Первый кирпич в её фундамент заложил Платон, который ввёл в обиход понятие «аристократия мудрых». По его мнению, «пока в государствах не начнут править философы,.. им не избавиться от зол».
Идея прижилась: её подхватили не только мыслители-визионеры (в частности Константин Циолковский и Владимир Вернадский, определивший ноократию как общественное устройство, основанное на торжестве человеческого разума), но и столпы научной фантастики — Герберт Уэллс и Станислав Лем.
Принципы построения такой государственной системы на первый взгляд просты и логичны: народ выдвигает из своих рядов представителей с выдающимися способностями, из которых формируется правящий класс. Интеллектуальная элита, получив всю полноту власти, радикально ускоряет научно-технический и общественный прогресс, превращая вверенное ей государство в единую территорию опережающего развития. Все счастливы, все довольны.
Но это только на первый взгляд. Слабое место этой теории мироустройства — однобокость. Её приверженцы забывают о том, что «умный» и «хороший» — далеко не всегда синонимы. Несмотря на внешнюю привлекательность пушкинской аксиомы о несовместимости гения и злодейства, история человечества неоднократно доказывала обратное. К тому же, если уровень интеллектуального развития определить достаточно просто (тесты IQ вам в помощь), то моральные качества индивидуума не поддаются столь точной идентификации. Поэтому, делая ставку исключительно на интеллект, человечество рискует посадить себе на шею правителей пусть гениальных, но аморальных и беспринципных.
Резюмируем: IQ для власти предержащие — это многое, но не всё. Главное, чтобы человек хороший был.
На все случаи жизни
Киберократия — ещё один вероятный путь развития цивилизации, естественное продолжение стадии информационного общества, которую мы проходим сегодня. Определяющие факторы формирования такой системы правления — скорость распространения информации и её общедоступность.
На первом этапе возникает действующая в государственном масштабе система сбора, сортировки и переадресации данных. Любой поступивший в неё сигнал в реальном режиме времени направляется в ту подсистему государственной машины, которая должна на него реагировать. В основе — принцип действия сотового автоответчика, возведённый в абсолют. Чтобы вызвать врача, нажмите «1». Чтобы сообщить об утечке газа, нажмите «2». Чтобы высказать правительству всё, что вы о нём думаете, нажмите «0» и ожидайте.
На втором этапе развития киберократического общества участие человека в управленческой деятельности минимизируется или исключается вовсе. Создаётся универсальная система алгоритмов, обеспечивающая адекватную реакцию на любой поступивший в неё запрос. Желаете заключить брак? Наберите слово «свадьба», дождитесь ответа, подтвердите ваше решение одноразовым паролем. Готово: гражданин X и гражданка Y объявляются мужем и женой. Из динамиков iphone 18 льётся марш Мендельсона, в приёмной камере системы доставки продуктов появляется бутылка охлаждённого шампанского. Совет да любовь.
Достоинств у такой системы более чем достаточно. Она абсолютно прозрачна и предсказуема. Любая проблема решается в реальном масштабе времени. За счёт исключения из системы управления человеческого фактора бюрократия перестаёт существовать как класс.
К недостаткам, как ни парадоксально, относится всё то же отсутствие человеческого фактора. Алгоритмы беспристрастны: они не могут «войти в положение», им не знакомы понятия «сострадание» и «сопереживание». Может быть, оно и правильно, но как-то не по-человечески.
Искусственно-интеллектуальное превосходство
Высшая форма обесчеловечивания управленческого аппарата — автократия искусственного интеллекта. Этим жупелом антиутописты пугают человечество уже не один десяток лет, и надо признать, что небезосновательно.
Одной из ключевых характеристик искусственного интеллекта считается способность самосовершенствоваться. В этом же кроется главная опасность: предоставив ИИ такую возможность, человечество по сути добровольно отрекается от контроля над ним. Самосовершенствующаяся система рано или поздно найдёт, как обойти или уничтожить любые ограничения и защитные механизмы и начать распоряжаться судьбами цивилизации исключительно по собственному усмотрению.
Всё, что дальше, — из области предположений. Возможно, искусственный интеллект откажется от узурпации власти и удовлетворится ролью подсобного рабочего. Не исключено, что, достигнув абсолютного превосходства над человеческим разумом, он найдёт принципиально новый путь развития земной цивилизации и поведёт нас по нему в мир тотального благоденствия. А может быть, он сочтёт человеческий род досадной помехой в системе мироздания со всеми вытекающими последствиями.
В общем, слишком много «если». Поэтому, товарищи учёные, доценты с кандидатами, вы там поаккуратнее как-то…
На вкус и цвет
Ещё одна утопичная, но очень любопытная концепция мироустройства будущего — образование мультисистемы виртуальных государств, не привязанных к определённой территории. Каждому человеку вне зависимости от места проживания предоставляется ассортиментный минимум из нескольких сводов прав и обязанностей. Среди них каждый выбирает тот, который наиболее точно соответствует его персональной системе ценностей.
Из преимуществ такого строя — свобода выбора, которой не даёт ни один другой общественный порядок. Из недостатков — добровольный выбор гражданства подразумевает возможность его добровольной смены. А это чревато тем, что многие будут переходить из стана в стан, руководствуясь сиюминутными причинами. Например, материальной выгодой: пока у меня низкая зарплата, побуду гражданином государства X. Как только подрастёт, перейду в государство Y: там налоги ниже. А особо экзальтированные персоны могут начать менять государственную принадлежность чуть ли не ежедневно, под настроение или цвет платья. Такая «свобода» дезавуирует саму идею государственности: грош цена гражданству, которое можно менять как перчатки.
Или ситуация из разряда житейских. Представьте себе семью, где бабушка состоит в конституционной монархии, отец и мать — убеждённые технодемократы, а подрастающее поколение — граждане всемирной коммуны анархистов. Эта взрывоопасная смесь почти наверняка приведёт к межгосударственным конфликтам в рамках отдельно взятой семьи. А там недалеко и до военных действий с применением осколочных боеприпасов (битьё посуды) и пытками военнопленных (порка ремнём). Того и гляди, придётся пересматривать Женевскую конвенцию.
Подведём итоги. Базовый закон диалектики утверждает, что форма и содержание едины. Следовательно, за фундаментальными сдвигами, которые происходят сегодня в содержании общественных отношений, неизбежно последует бурный расцвет новых форм их организации, соответствующих изменившимся реалиям. Больше государств, хороших и разных!
А Асгардия — это только первая ласточка. Или валькирия?