Чаще всего, судя по древним мифам, собаки состояли на службе у владык загробного мира, хотя каждый народ имел свое представление о том, что происходит с человеком после смерти и что его ждет «на том свете».
Когда умирал древний египтянин, он отправлялся в царство мертвых, Дуат. «На пороге» его встречал бог Анубис в виде черного шакала или человека с шакальей или собачьей головой.
В эпоху Древнего царства Анубис считался владыкой царства мертвых.
- Приветствую тебя, величайший среди богов загробного мира! Я пришел к тебе, господин мой! - говорил умерший, согнувшись в поклоне перед Анубисом.
Бог смерти хранил величественное безмолвие. Выслушав приветствие, он вел египтянина в зал, где его ждал суд. Они шли мимо каменных статуй и колонн, обвитых живыми змеями. Но вот открывались последние двери, и умерший вступал в зал суда, Чертог двух истин.
Здесь человеку предстояло держать ответ за то, как он прожил свою жизнь. На одну чашу весов правосудия клали Эб (душу-сердце) подсудимого, на другую - фигурку богини справедливости Маат или ее символ - перышко. Если его душа-сердце Эб, в которой записывались и хранились все добрые и злые мысли человека, не была отягощена грехами и не перевешивала перышка, земная жизнь вновь прибывшего признавалась праведной и оглашался оправдательный приговор: «Не найдено никакого земного порока в сердце его. Да будет тело его отдано Анубису». То есть умерший признавался достойным воскресения, продолжения жизни, и душа его отправлялась в райские поля, на Поля блаженств, а тело - на бальзамирование и изготовление мумии, для сохранности.
«Изобретателем» и первым мастером мумификации считался сам владыка загробного мира и покровитель погребальных таинств. Именно поэтому жрец при изготовлении мумии надевал маску шакала или собаки и становился на время воплощением Анубиса.
Центром поклонения Анубису был город Каса, собак здесь почитали священными животными. Позже греки даже назвали его Кинополисом, что значит «город собак». Если житель другого города случайно убивал кинопольскую собаку, это считалось веским поводом для объявления войны.
Конечно, не все псы в Древнем Египте пользовались одинаковым уважением. Доподлинно известно, что охотничьи собаки фараонов и знати, жившие во дворцах, всю жизнь были окружены почтением. Когда же наступала пора им отправиться к сородичу Анубису, их бальзамировали, словно знатных вельмож, и торжественно хоронили на специальных кладбищах. На саркофаге высекали погребальную надпись. Например, такую, как на кладбище в Гизе: «Борзая Абутью, любимица фараона». Наверное, это первая собака, чья кличка дошла до нас из глубины веков.
Когда умирал древний индус, тело покойного сжигали на погребальном костре, а участники траурной процессии пели, обращаясь к богу Яме - владыке древнеидийского царства мертвых:
Мы шлем его к тебе
под защиту двух верных псов,
Четырехглазых хранителей дорог.
ИМелись в виду два страшных огромных «адских» пса: четырехглазые Шарбар (что значит «пятнистый») и его брат Удумбала («черный»). Оба они - псы знатного происхождения.
Их мать Сарама («быстрая») была личной собакой одного из главных богов древнеиндийского пантеона Индры и повсюду его сопровождала.
Когда Шарбар и Удумбала подросли, их передали богу Яме. С тех пор стоят они на страже у врат загробного мира, не зная ни сна, ни отдыха.
Когда умирал древний грек, его друзья и близкие готовили погребальный костер и предавали тело огню вместе с жертвенными животными, любезными богам; в жертву приносились и любимые собаки.
Умилостив богов, душа умершего отправлялась в мрачное подземное царство, в котором правил бог Аид. Вход в него сторожил огромный пес Кербер, порожденный змеедевой Ехидной и стоглавым драконом Тифоном. У Кербера было три головы, а там, где положено быть хвосту, извивалась змея с раскрытой ядовитой пастью. В некоторых вариантах мифа говорится, что и все тело пса вместо шерсти сплошь покрывали змеиные головы.
Верно служа своему хозяину, богу Аиду, Кербер всех впускал в царство мертвых и никого не выпускал обратно. Но бывали случаи, когда и «адский» пес терял служебную бдительность.
Самую главную победу над Кербером одержал Геракл, сын Зевса и земной женщины Алкмены. Герою, служившему у микенского царя Эврисфея, было предписано совершить двенадцать подвигов. Греческий ученый и писатель Аполлодор, живший во II веке до нашей эры, так рассказывает об этом подвиге Геракла.
Эврисфей назначил герою очередное испытание: приказал привести Кербера и Микены, в царский дворец.
Геракл отправился в Лаконию. Через мрачную пропасть у мыса Тенара пробрался он во мрак подземного царства, предстал перед Аидом и поведал о цели своего прихода. Владыка царства мертвых пообещал не препятствовать герою, но с двумя условиями: во-первых, совладать с Кербером придется голыми руками; во-вторых, вернуть пса обратно, выполнив задание Эврисфея. На том и сговорились.
Когда Геракл приблизился к выходу, Кербер накинулся на него, яростно рыча и пытаясь вцепиться в горло. Герой вступил в схватку с Кербером. Он обхватил чудовище и сжал в могучих объятиях. «Адский» пес взвыл, силясь вырваться, обвил свой хвост вокруг ног героя, змея впилась в могучее тело, но Геракл не ослабил хватки. Вскоре полузадушенный пес захрипел и обмяк. Схватив Кербера за загривок, Геракл поволок его к выходу из царства мертвых. Снаружи солнечный свет так испугал пса, что он взвыл. Ядовитая пена закапала на землю из всех трех пастей, и повсюду, куда падали эти капли, вырастали ядовитые травы.
Наконец показались стены Микен и царский дворец. Увидев Кербера, Эврисфей пришел в неописуемый ужас и спрятался в кратер - большую вазу, в которой греки смешивали вино с водой. Он умолял героя отвести чудовищного стража ворот обратно. Геракл выпустил пса, и тот огромными прыжками помчался к своему хозяину Аиду, чтобы снова занять сторожевой пост у входа в древнегреческое царство мертвых.
А тем временем обычные собаки Древней Греции несли свою повседневную службу в мире живых: сторожили дома, охраняли скот и сады, помогали охотникам. Греки брали их с собой на прогулку, на пиры и общественные собрания.
Когда умирал древний скандинав, он отправлялся в подземный мир Нифльхель, где его встречала хозяйка этого мрачного царства Хель - сутулая старуха свирепого вида, всегда окруженная злобными псами, которые не боялись ничего и никого. В древнем скандинавском эпосе «Младшая Эдда» сказано, что один из них посмел облаять даже самого Одина, верховного бога скандинавской мифологии, когда тот явился во владения богини смерти искать своего пропавшего сына Бальдура.
Самое прямое отношение к смерти имел и гигантский пес Гарм из древнескандинавских мифов. Чтобы мир не пострадал от его свирепости, боги посадили Гарма на привязь в пещере Гнипахеллир. Но однажды, как предсказано в «Прорицаниях вёльвы», пес вырвется наружу и начнется последняя битва богов и чудовищ, в которой погибнут все (и Гарм тоже). И наступит конец света - Рагнарёк.
Когда умирал древний ацтек, житель могучего государства Центральной Америки, располагавшегося некогда на территории нынешней Мексики, он отправлялся в Митклан - подземный мир. Путь туда был долгим. При этом умерший должен был пройти несколько сложных испытаний: избежать нападений огромной змеи и гигантского крокодила, проскользнуть между двумя падающими горами, пересечь восемь пустынь, вынести ледяной ветер, швыряющий острые камни. И это все - в одиночку. Но последнее препятствие - широкую бурную реку - ему помогал преодолеть красный пес владыки ацтекского царства мертвых. Красные псы ицкуинтли считались его священными животными и проводниками душ в подземном мире.
Николай Голь, Ирина Мамонова, Мария Халтунен «Боги, люди, собаки», СПб, 2010.