В годы Перестройки книжный рынок заполонили скандальные "разоблачения" деятельности советских спецслужб. Одновременно превозносились подвиги западных джеймсов бондов". По сравнению с ними, наших разведчиков и контрразведчиков пытались выставить тупоголовыми, хладнокровными убийцами. Современные гуманисты и демократы забывают, что мировое противостояние спецслужб ‒ суровая правда, от которой никуда не денешься.
Советские органы госбезопасности занимали одно из ведущих мест в мире. Их роль и значение существенно возросли в годы Великой Отечественной войны. СССР одержал победу не только над фашистской армией, но и над Абвером. Лучшее доказательство этому ‒ операция "Березино" с участием мифического отряда Шерхорна.
Операции "Монастырь" и "Березино"
В июле 1941 г. руководство 4-го (диверсионно-разведывательного) управления НКВД начало операцию "Монастырь" ‒ радиоигру с немцами. На оккупированную территорию был заброшен советский агент Александр Демьянов ("Гейне"). Он вошел в доверие к немцам и был ими "завербован" под оперативным псевдонимом "Макс".
Двойного агента переправили обратно. Вплоть до конца войны "Макс" усердно передавал немцами сведения, подготовленные советским руководством.
В 1944 г. было решено расширить масштабы операции "Монастырь". В ее рамках началась новая радиоигра ‒ "Березино". 18 августа пользующийся полным доверием абвера "Макс" передал очередную шифровку. Он сообщал, что в глубоком советском тылу (район реки Березино) находится крупный немецкий отряд (2500 человек) под командованием подполковник Генриха Шерхорна. Отряд сохранил высокий боевой дух и горит желанием пробиться сквозь линию фронта. Вся беда в том, что бойцы страдают от нехватки боеприпасов, продуктов питания и медикаментов.
Генрих Шерхорн ‒ не мифический персонаж. Немцы проверили его личность. Подполковник действительно командовал полком одной из дивизий группы армий “Центр”. "Макс" только умолчал, что Шерхорн месяц назад был взят в плен и завербован советской контрразведкой.
Немецкое командование "клюнуло" на приманку и решило помочь героическому отряду. "Макс" получил ответ: "Просим связаться с этой немецкой частью. Мы намерены сбросить для них различный груз".
"Героическая" немецкая часть
Контрразведчики оборудовали расположение "блуждающей" части на берегу озера Песочное. На место сразу же выехала оперативная группа во главе с заместителем начальника 4-го управления Наумом Эйтингоном. Для достоверности в группу были включены завербованные немецкие военнопленные.
Радиоигра становилась все более захватывающей. 16 сентября оперативники взяли в плен двух парашютистов, которые были заброшены с рацией для налаживания связи. Немцы всеми силами пытались помочь Шерхорну. С самолетов регулярно сбрасывалось вооружение, продовольствие и боеприпасы. Весь груз и засылаемые немецкие разведчики попадали в руки группы Эйтингона.
"Макс" продолжал дезинформировать немецкое командование. Он сообщал о благополучном получении грузов, прибытии агентов, вооруженных столкновениях отряда Шерхорна. По его словам, подполковник упорно пробивается на запад.
Операция продолжалась до самого конца войны. С одним из грузов немцы прислали Железные кресты для всех членов мифического отряда. В конце марта 1945 г. Шерхорну было присвоено звание полковника. Вдобавок он награждался Рыцарским крестом 1-й степени.
Последнюю радиограмму "блуждающий" отряд принял 6 мая 1945 г. Немцы сообщали, что больше не смогут оказывать помощь и поддерживать связь.
Значение операции
"Березино" стала одной из крупнейших контрразведывательных операций Великой Отечественной войны. В ходе нее было захвачено 22 немецких разведчика, 13 радиостанций, большое количество боеприпасов, обмундирования и продовольствия.
Самой яркой оценкой радиоигры "Березино" стали воспоминания главного диверсанта третьего рейха ‒ Отто Скорцени. В книге "Секретные задания РСХА" (1975 г.) он подробно описывает операцию по спасению группы Шерхорна. "Супердиверсант" до конца жизни был уверен в реальности "блуждающего" отряда.