Лето 1941 года, немецкие войска армии Север продвигаются к Ленинграду, имеющего важное стратегическое значение для СССР. Исходя из тяжелых потерь Советского Союза в Беларуси и Украине, было ясно, что взятие северной столицы немцами было лишь делом времени. Властям требовалось время для вывоза из города стратегически важных объектов и фабрик, но его сильно не хватало.
19 августа Зиновий Григорьевич Колобанов, стоящий на хорошем счету у командования, ветеран Финской войны, не раз бывавший в тяжелых передрягах, получил приказ оборонять три дороги, идущие со стороны Луги, Волосово и Кингисеппа, через которые должна была проходить шестая танковая дивизия Вермахта.
Уточнение “Стоять на Смерть” было логично, так как эти дороги вели к Красногвардейску, одному из крупнейших населенных пунктов округа.
В составе 3-й танковой роты 1-го танкового батальона было всего 5 машин, которые надо было распределить между дорогами, и остановить продвижение врага. Колобанов, похоже вдохновленный своей удачей (сколько раз и танк у него горел, и подбивали его), решил защищать приморское направление один, направив остальные 4 танка на другие участки.
Окоп для его экипажа был расположен вдоль основной дороги за 150 метров, благодаря чему можно было без труда перестреливать нацистскую технику. Способствовало этому нахождение рядом болотистых лугов, мешавших немецким танкам нормально маневрировать.
Первые танки 6-й танковой дивизии Вермахта появились 20 августа в середине дня, после проезда по маршруту нацистских разведчиков. Зиновий терпеливо ожидал в окопе голову колонны.
Как только первые танки показались, командир экипажа скомандовал открыть огонь на поражение по первому танку в колонне и машине в центре. Это сделало невозможным какое-либо движение назад или вперед, а расположение рядом болотистой местности и вовсе делало положение немецких танкистов крайне неудобным.
С этого момента поле боя больше походило на тир, обстрелянные немецкие танки падали в болото или взрывались, однако отдельные машины вели ответный огонь.
Немцы, конечно, собирались мстить. После первого боя местоположение экипажа было точно известно, а поэтому застать врасплох следующую колонну не удалось, и танки модели Pz.Kpfw.IV начали вести прицельный огонь по советским танкистам, чтобы вынудить его покинуть позицию и отвлечь от переправляющейся в это время мотопехоты.
В ходе перестрелки у КВ-1 заклинило башню, командиру роты пришлось отдать приказ покинуть окоп и выйти на дорогу, где немцы уже устанавливали противотанковые орудия, которые были быстро уничтожены.
Колобанов справился с задачей, остатки немецкой колонны не смогли продвинуться дальше вглубь и были уничтожены советскими дивизиями. Всего на КВ-1 насчитали более 100 снарядов.
За бой Зиновий Григорьевич получил звание героя Советского Союза и орден Красного знамени, а его рота записала на свой счет 43 танка, 22 танка от одного экипажа.
Зиновий Колобанов прошел всю войну и умер 8 августа 1994 года.