Найти в Дзене
Серийный Человек

Легендарное возвращение "Настоящего детектива"

Если долго смотришь в бездну, бездна тоже смотрит в тебя.

Невозможно говорить про новый сезон самого популярного детективного сериала зимы (если не года), не вспоминая первую часть с МакКонахи, Харрельсоном и революцией в жанре. Потому что новый «Тру детектив» — настоящее возвращение к истокам: тут есть всё, за что нам полюбился первый сезон, и даже больше.

Вуди Харрельсон и Мэттью МакКонахи в первом сезоне «Настоящего детектива»
Вуди Харрельсон и Мэттью МакКонахи в первом сезоне «Настоящего детектива»

Давайте перенесёмся в 2014-й (эдакий #5yearschallenge): с тех пор, кажется, мы успели забыть, что «Настоящий детектив» вообще-то изменил мир. Всё, чем мы наслаждаемся сегодня, тогда было в области фантастики: кинозвёзды в сериалах, перезапуск карьеры звезды ромкомов Мэттью МакКонахи, формат антологии, титры как отдельное произведение искусства, многоминутные сцены, снятые одним планом, грудь Александры Даддарио, в конце концов. И всё это случилось за 8 эпизодов первого сезона. Впечатляет, правда?

-3

Тогда сценарист Ник Пиццолатто (который вообще-то в первую очередь писатель) и режиссёр Кэри Фукунага (недавно он сделал спорного, но клевого «Маньяка» для Netflix) задумали переосмыслить жанр детектива, который уже успел малость поистаскаться, — и у них получилось. Даже сегодня у неискушенного зрителя, который по каким-то невозможным причинам не смотрел «Настоящего детектива», точно вырвется «вау!» при просмотре пилотной серии. Серийный человек и сам с удовольствием пересмотрел старые эпизоды. Этот сериал прочно врезался в память — так много в нём было нового и революционного.

Рэйчел МакАдамс и усы Колина Фаррелла во втором сезоне
Рэйчел МакАдамс и усы Колина Фаррелла во втором сезоне

Второй сезон в свое время претендовал на звание самого ожидаемого продолжения десятилетия — тем громче был итоговый провал. Звезд в касте было так много, что в итоге они, кажется, ослепили друг друга: смотреть на это было невозможно и больно (особенно, на усы Колина Фаррелла). Отсутствие параллельных таймлайнов и душевного формата интервью превратили «Настоящего детектива» в добротный детектив, коих десятки.

Махершала Али и Стивен Доррф в третьем сезоне
Махершала Али и Стивен Доррф в третьем сезоне

Осмыслив неудачу второго сезона, в третьем создатели решили не изобретать велосипед и вернуться к проверенной схеме. По сути, новый «Тру детектив» – это первый сезон в другой обертке. Снова пропавшие в лесах дети, снова сильнейший исполнитель на центральной позиции детектива с «особым» чутьем (лауреат «Оскара» за «Лунный свет» Махершала Али), снова три основных таймлайна. В 1980 году в забытой богом глуши Арканзаса детектив Уэйн Хэйс (Али), ветеран войны во Вьетнаме, расследует преступление, которое разделит его жизнь на «до» и «после». Спустя 10 лет он рассказывает об этом двум следователям в связи с пересмотром дела. Спустя еще 25 лет, седой и страдающий расстройством памяти старик Хэйс дает интервью молодой документалистке (любимица Дэвида Кроненберга Сара Гадон) на съемках передачи «Настоящий преступник» (очень смешно, Ник Пиццолатто).

-6

Всё это произошло из-за событий одного осеннего дня 1980-го: 7 ноября брат и сестра Уилл и Джули Пёрселл поехали на велосипедах навестить своего друга, который только что завел собаку. Отец строго наказал им вернуться домой до заката — но они не вернулись ни до заката, ни после: Уилл и Джули исчезли, не оставив следов. А следы — это как раз по части детектива Уэйна Хэйса, который во Вьетнаме прославился отличным следопытом. Вместе с напарником Роландом Уэстом (Стивен Дорфф) Хэйс начинает стандартное расследование: опрашивает соседей, учителей в школе, ищет свидетелей и первых подозреваемых. И быстро понимает: дело-то совсем не стандартное, а детишки не сбежали к дальним родственникам от ссор родителей. Улики утекают сквозь пальцы, шаткие версии рушатся как карточные домики, подозрения отказываются оправдываться. Что случилось с Уиллом и Джули Пёрселл? Неизвестность по классике оказывается хуже самых страшных фантазий.

-7

Явное отличие от первого сезона — новая история мрачнее. Колдовская атмосфера южной готики сменилась безысходной серостью центральной Америки: чертовщины, на первый взгляд, здесь меньше, а вот отчаяния — куда больше. Чертовщина, правда, себя ждать не заставит, но спойлерить не буду: скажу только, что мистическая подоплека преступлений из первого сезона благополучно перекочевала в третий. И если эффект МакКонахи постепенно вводил зрителей в транс, то новый сезон с ходу берет ледяными пальцами ужаса за душу. Не последнюю роль в таком эффекте сыграл просмотр сериала в темном зале кинотеатра (спасибо премьерному показу от Амедиатеки). Режиссёром двух первых вышедших серий стал Джереми Солнье, снявший «Зеленую комнату» с Патриком Стюартом и Антоном Ельчиным и атмосферный «Придержи тьму» о похищениях на Аляске, так что хоррор он нагнетает умело, хотя и не так тонко, как Кэри Фукунага. Говорят, Пиццолатто и Солнье что-то там не поделили на съемках (последний в итоге ушел с проекта), но, судя по всему, в споре родилась истина. «Детектив» успешно работает на поле олдскульных ужастиков в духе Стивена Кинга: 80-е, дети, леса, велосипеды, маленькие городки.

-8

Кстати, об олдскульности. В этом авторы тоже прибавили с первого сезона: теперь вместо 90-х на экране с любовью воссоздаются модные нынче 80-е. В угоду же веяниям времени главный герой теперь чернокожий, так что если в сериале 2014-го два черных детектива опрашивали одного белого МакКонахи, то в сериале 2018-го два белых интервьюируют одного черного. Забавно, Ник Пиццолатто.

-9

Напарник, правда, тут остался простым белым парнем: Стивену Дорффу досталась та же роль, что и Вуди Харрельсону — наблюдателя при более талантливом детективе. По харизме Дорфф Харрельсону, безусловно, проигрывает, так что у него практически нет шансов вмешаться в бенефис Махершалы Али. Этому актеру не нужно перезапускать карьеру или что-то кому-то доказывать, так что он просто в очередной раз демонстрирует, насколько хорош. Особенно ему удался образ Уэйна Хэйнса в старости — пронзительный до мурашек. Его герой далек от пессимистичного философа-отшельника МакКонахи: он самый обычный человек, травмированный военным опытом и жутким делом Пёрселлов. По иронии судьбы именно благодаря пропавшим детям, он встретит любовь всей жизни — умницу и красавицу Амелию (Кармен Эджого), учительницу Уилла и Джули, которая позднее напишет книгу об их исчезновении.

-10

Книга Амелии Хэйнс, документальный фильм «Настоящий преступник», показания участников, неожиданные версии на форумах в интернете: дело Пёрселлов преломляется через десятки воспоминаний и мнений. В итоге получается, конечно, совсем не истина, а лишь видение Ника Пиццолатто: для него это снова история об ужасе неизвестности, беспомощности человека перед злом в этом мире и о том, какая же удивительная штука время. Детективный сюжет умудряется держать зрителей и героев в напряжении, хотя, по сути, за первые пару серий дает им ничтожно мало. А помимо основной интриги «Что случилось с детьми в тот день?» есть еще одна, не менее важная: сможет ли третий сезон make True Detective great again?

Новый «Настоящий детектив» похож на первый сезон, но при этом делает шаг вперед. Он взял все лучшее не только от предшественника, но и от всего, что случилось позже: от «Охотника за разумом» до «Очень странных дел». Однако нисколько не выглядит вторичным: мы вновь со страхом и трепетом заглядываем в бездну — а она смотрит в ответ. А смотреть в бездну безопаснее всего легально и в отличном качестве видео (чтобы разглядеть самые тёмные пиксели): Серийный человек это делает на Амедиатеке, чего и вам настоятельно рекомендует.

Ставь палец вверх и подписывайся на Серийного человека! А еще у нас есть канал в Телеграме. Поспорить с автором можно там же (но это не точно).