Легенды транспортного мира
Всем привет!
В сегодняшней статье я хотел бы поговорить об одном легендарном троллейбусе, созданным и эксплуатировавшимся в советский период 60-80-х годов - ЗиУ-5. Молодое поколение никогда не встречалось с этим артефактом, но люди постарше, жившие во времена СССР, обязательно его вспомнят, и, скорее всего, этот троллейбус у многих из них ассоциируются с теплом и уютом.
К сожалению, фотографий ЗИУ-5 у меня не так много, поэтому прошу простить заранее, если какие-либо из них вы, дорогие читатели, уже видели.
История этой модели начинается в 50-х годах. Существовала потребность в обновлении подвижного состава - замене работавших в то время во многих городах МТБ-82. Правда, первые опытные машины имели название ТБУ-1. Машины были сделаны "с нуля": новый кузов, новый двигатель, новый салон.
Было выпущено порядка 10 машин. Почти все троллейбусы ушли в Москву, кроме нескольких штук - они отправились в Ленинград.
Машины были успешны по многим показателям: 45 сидячих мест при общем количестве 90, максимальная скорость движения 65 километров в час. Тем не менее, процессе эксплуатации был выявлен ряд недостатков.
Первым можно было считать недостаточную жесткость кузова, а вторую - неудачное расположение двигателя (в заднем свесе). В совокупности обе проблемы приводили к одной серьёзной - скорый излом рамы. По этой причине в начале 60-х были списаны все троллейбусы этой модели. Однако одной все же удалось уцелеть - она находится на балансе Москвы.
Исправив существующие недостатки, в 1959 году миру была представлена новая машина - ЗиУ-5. Рама в ней была укреплена, новый двигатель ДС-207А переместился в центр, под пол, благодаря чему появилась возможность организовать накопительную площадку напротив задней двери. Правда, "сидячек" оказалось меньше на 6 единиц.
В течение двух лет производилась "обработка напильником" - корректировка мелких недочетов модели по результатам работы в Москве.
И вот, к 1962 году ЗиУ-5, как модель, стала полноценным заменителем МТБ-82. Троллейбус производили до 1972 года. За это время он еще не раз видоизменялся. Так, у ранних машин было особое остекление задней части кузова - были округлые стекла. На поздних машин от него избавились.
Так, из основных "вариаций" ЗиУ-5 можно выделить:
ЗиУ-5- 2-я версия машины, с электроприводом дверей (вместо пневматического на первых машинах), цельным остеклением лобовой части и единым задним стеклом. Выпускались до начала 1967 года.
ЗиУ-5Г - доработанная по мелочам машина, добавлено заднее окошко маршрутоуказателя. Выпускался вплоть до 1969 года.
ЗиУ-5Д - изменение в технической части - замена моста с МАЗ на Raba.
ЗиУ-5Е - опытная трехдверная версия троллейбуса, в серию не пошла.
ЗиУ-6 - автобус на базе ЗиУ-5 с двигателем Raba-MAN D2156, Испытания проходили в Москве, Краснодарском крае. Всего было выпущено порядка 8 штук.
ЗиУ-7 - укороченная версия ЗиУ-5. По длине и компоновке был схож с МТБ-82, была выпущено несколько машин, в серию не пошло, хотя у нее были все шансы на это.
За 13 лет было выпущено более 16 тысяч троллейбусов ЗиУ-5. Работали они не только в городах СССР, но и поставлялись за рубеж, в том числе в Боготу (Колумбия), Будапешт (Венгрия). Массовое списание пришлось на 80-е годы. Последние линейные машины были списаны в 1987 году. На замену им пришли не менее легендарные троллейбусы ЗиУ-9.
Относительно большое количество ЗиУ-5 было сохранено либо в качестве музейных экспонатов, либо же памятников. Среди прочих городов можно отметить Москву, Санкт-Петербург, Будапешт, Минск, Воронеж, Тулу, Калугу и другие.
В принципе, ЗиУ-5 можно увидеть и в фильмах. Например, "Берегись автомобиля", "Я шагаю по Москве" или "Это случилось в милиции".
Хочется отметить, что ЗиУ-5 внес особый вклад в троллейбусостроение и позволил значительно продвинуться вперед, смог сделать наш транспорт более удобным как для пассажиров, так и для водителей.
На этом всё! Большое спасибо за внимание, ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Напоминаю, что вы всегда можете попросить меня предоставить фото из статьи без авторского копирайта, в разрешении hd, в замен я прошу лишь репост и подписку:) До новых встреч!