Найти тему
Классическая музыка

Сексуальность «Домашней» симфонии

«Домашняя симфония» Рихарда Штрауса – это музыка мужчины. Человека семейного, спокойного, в меру строгого и главное – любящего. Хотя многими она интерпретируется как музыкальная обрисовка сцен супружеской жизни, но на мой взгляд, здесь больше описания чувств главы семьи, а не всех ее участников. Одночастность симфонии в этом контексте тоже имеет смысл, ибо семья – понятие неразделимое. Штраус видит себя, свою возлюбленную и ребенка единым целым, поэтому не делает очевидных делений, хотя музыкальные темы имеют вполне конкретный окрас, который нам ясен и без частей. А еще это одно из немногих произведений, где очень красиво описана интимная составляющая семейной жизни, где-то с 10-11 минуты – любовная сцена – одна из самых красивых композиций симфонии.

Джулио Романо. «Любовная сцена». 1524—1525
Джулио Романо. «Любовная сцена». 1524—1525

Если опираться на программу произведения, то это картина одного дня из жизни композитора, ведь именно себе, подобно симфонии «Жизнь героя», он посвятил данный опус. В нем рисуется обычный день, состоящий из игры с ребенком, колыбельной перед сном, любовной сцены, ссоры и примирения. За столь откровенное описание своей жизни, особенно ее эротической части, композитора критиковали, мол открывать двери в свою спальню для посторонних глаз (ушей) – это дурновкусие.

«Это один из самых дерзких вызовов, которые он когда-либо бросал здравому смыслу и хорошему вкусу. <...> Больше всего мне не нравится то, что он выставляет напоказ самые сокровенные чувства... Кухня, гостиная, даже спальня открыты для всеобщего обозрения»
– Р. Ролан.

И хотя Штраус назвал свою симфонию «Домашняя», немного шутя описывая быт супружеской жизни, мне хочется назвать ее «Семейная», потому что это картина семейного целого, – одного глобального чувства. Музыкальная тема мужа – Штрауса, – это фаготы и виолончели – строгие, басистые инструменты. Они подчеркивают характер настоящего немца – невозмутимого и немного самодовольного. Звуки этих инструментов обозначают семейный баланс в образе отца, способного решить любой конфликт и успокоить разбушевавшихся домочадцев. А центральная тема – сцена любви, игра скрипок, фагота и виолончели – искусное воплощение секса в мировой музыке. Поверьте, такого в музыкальной классике не много.