«Домашняя симфония» Рихарда Штрауса – это музыка мужчины. Человека семейного, спокойного, в меру строгого и главное – любящего. Хотя многими она интерпретируется как музыкальная обрисовка сцен супружеской жизни, но на мой взгляд, здесь больше описания чувств главы семьи, а не всех ее участников. Одночастность симфонии в этом контексте тоже имеет смысл, ибо семья – понятие неразделимое. Штраус видит себя, свою возлюбленную и ребенка единым целым, поэтому не делает очевидных делений, хотя музыкальные темы имеют вполне конкретный окрас, который нам ясен и без частей. А еще это одно из немногих произведений, где очень красиво описана интимная составляющая семейной жизни, где-то с 10-11 минуты – любовная сцена – одна из самых красивых композиций симфонии.
Если опираться на программу произведения, то это картина одного дня из жизни композитора, ведь именно себе, подобно симфонии «Жизнь героя», он посвятил данный опус. В нем рисуется обычный день, состоящий из игры с ребенком, колыбельной перед сном, любовной сцены, ссоры и примирения. За столь откровенное описание своей жизни, особенно ее эротической части, композитора критиковали, мол открывать двери в свою спальню для посторонних глаз (ушей) – это дурновкусие.
«Это один из самых дерзких вызовов, которые он когда-либо бросал здравому смыслу и хорошему вкусу. <...> Больше всего мне не нравится то, что он выставляет напоказ самые сокровенные чувства... Кухня, гостиная, даже спальня открыты для всеобщего обозрения»
– Р. Ролан.
И хотя Штраус назвал свою симфонию «Домашняя», немного шутя описывая быт супружеской жизни, мне хочется назвать ее «Семейная», потому что это картина семейного целого, – одного глобального чувства. Музыкальная тема мужа – Штрауса, – это фаготы и виолончели – строгие, басистые инструменты. Они подчеркивают характер настоящего немца – невозмутимого и немного самодовольного. Звуки этих инструментов обозначают семейный баланс в образе отца, способного решить любой конфликт и успокоить разбушевавшихся домочадцев. А центральная тема – сцена любви, игра скрипок, фагота и виолончели – искусное воплощение секса в мировой музыке. Поверьте, такого в музыкальной классике не много.