Наверное, правильнее поставить вопрос: это ЕЩЁ искусство или УЖЕ ремесло. И в какой степени...
Я не вижу ничего плохого в добротном и качественном «ремесле»… пускай это тиражируемый на конвейере продукт массового потребления, не претендующий на эстетическую уникальность.
Искусство требует навыков его воспринимать, предполагает подготовленность. Поэтому аудитория у искусства всегда будет намного малочисленней.
Творчество – очень сложный процесс и войти в резонанс с вдохновением непросто. Как мне кажется. На «заказ» такое сделать трудно. Это не лень. Человек, отказывающийся «творить» готов делать любую черную работу…
Этот вопрос начал меня волновать после изучения комментариев к моей заметке об известном певце Ю. Антонове. Точнее о том, почему «он, сотворив свои лучшие песни, с 90-х практически прекратил выдавать на гора новые шедевры». Может именно от того, что испытав счастье вдохновения, заниматься ремеслом ему не хотелось, а желанного резонанса не получалось? Ведь особого «эфира» у Антонова в те годы не было… и что-то в мироощущении певца пошло иначе…
С кино, похоже, происходит то же самое. Создать произведение искусства, как мне кажется, намного сложнее, при этом оплачено оно будет все равно на уровне ремесла. Востребовано будет исходя из запросов аудитории. А оценено, возможно, уже не при жизни автора. По крайней мере, так получается исходя из исторической логики.
Разберите любой фильм на составляющие. Большинство имеют добротную, но скорее ремесленную в живописном плане (построение кадра) составляющую. Литературная (сценарий), музыкальная и театральная основы? Каждая из этих компонент должны быть произведением искусства, чтобы сложенные воедино они дали нечто, не так ли? А если фильм по составным элементам не искусство, то произойдет ли чудо при объединении этих составляющих?
Поставьте себя на место создателей фильма. А стоит ли рисковать провалом, если сегодня хорошо отлаженный конвейер способен выдавать удовлетворяющий потребителя продукт, который дает устойчивый доход?
Я постаралась очень кратко отразить суть вопроса, чтобы дать простор обсуждению. В любых, даже самых сжатых условиях, творчество всегда прорывается наружу.
Какие из современных фильмов можно отнести к произведениям искусства (даже не надо обосновывать почему)? Существенно мнение зрителей, что получают удовольствие и действительно наслаждаются произведением, а не кинокритиков, которые этим зарабатывают…