Найти тему
Media Space

Дикая жизнь

Стартовые позиции «Дикой жизни» - режиссёрского дебюта известного американского актёра Пола Дано - сравнимы с недавней звягинцевской «Нелюбовью» - те же проблемы взаимоотношений между родителями и то же потерянное состояние их сына, не понимающего, на чьей стороне правда и какое место непосредственно он занимает в их конфликте. Однако здесь развитие подобного сюжета пойдёт по совершенной иной колее.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Джерри, Джанет, Джо. Максимально компактный набор имён, о которых постановщик ещё упомянет в тексте фильма. Отец. Мать. Их сын. Такой набор заложен в романе известного американского новеллиста Роберта Форда, такой же набор и у Пола Дано. Разыгрывают между собой они дико сентиментальную и самоуверенно спокойную драму семейного характера, где все ведут себя максимально неправильно, руководствуясь проблемами личного характера.

Семья переезжает. На новом месте жизни тяжело найти работу – уволенный Джерри не может содержать семью, поскольку находится в непримиримом чувстве хандры и несправедливости. На более меньшую зарплату и менее достойную работу он идти не готов, возвращаться обратно не хочет, найти ничего не ищет и попросту сидит в одиночестве в безмолвном поникшем состоянии. Желая поддержать главу семейства и свой уровень жизни, на работу устраивается его жена, а потом, будучи школьником, ещё и сын. Раздосадованный отец решает вернуть себе статус геройством – отправляется на тушение лесных пожаров, которые продержаться до наступления снежного сезона, за минимальную плату, оставляя жену с ребёнком одних.

Пол Дано, Кэри Маллиган, Джейк Джилленхол
Пол Дано, Кэри Маллиган, Джейк Джилленхол

В подобном состоянии не выдерживает теперь и женщина, начиная срываться, испытывая психологоческие трудности, и изменяя своему мужу, в том числе, в присутствии сына. Именно положение мальчика Джо в данной обстановке разрушения семьи становится ключевым лейтмотивом картины.

Пол Дано, известный характерными ролями у мастеров современного независимого американского кино, не мог не быть таким же независимым в своей работе. Его дебютная лента, к слову, впервые показанная на Санденсе, исследует только психологию личности в сфере семейных отношений, не обладая могучей динамикой и чередой разворачиваемых событий. Она рассчётлива и прилежна, не нагнетая эмоций, позволяет почувствовать всю их палитру в безмолвии. Она строится на характере, прежде всего, мальчика, и остаётся такой же трогательной, как его отношение, запутавшееся в сетях между отцом и матерью. Дано выбрал себе максимального «себя» - актёр, исполняющий роль Джо, Эд Оксенбульд, копирует все роли юношей, в которых прославился его режиссёр. Они одинаково реагируют, смотрят, впитывают, теряются и тем самым остаются ярким спокойным обликом на фоне суетящихся мира сего.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вообще, кроме безупречной постановки и режиссёрской работы, фильм награждён ещё и безупречным кастингом. Один из наиболее характерных персонажей городской среды – Джейк Джилленхол, герой которого теряется внутри собственного «я» из фильма в фильм, но потом стиснув зубы, избирая неприглядные пути, показывает свой характер мужчины. Кэри Маллиган, мать экранизированного семейства, которая наигрывает на все премии вместе взятые, заняв плоскость между разочарованием в собственном существовании и сомневающейся любовью к своим близким, которой для исцеления нужно не то одиночество, ни то грехопадение. Ну и упомянутый ранее Эд Оксенбульд, который цепляется за два растянувшихся мира, продолжая искренне любить каждый их них.

Самое главное – лента даже не думает заниматься моралью. Подобных проблем в жизни будет не избежать, и подросток это по-настоящему понимает. Понимает это и сидящий на киносеансе зритель, посмотревший на семью с оценочным взглядом. На семью, которая открылась и доверилась ему, рассказав о сокровенных пытках собственной души. Ты как будто ждал, пока они сделают совместную фотографию, чтобы после присоединиться к ним, зайти в гости и сесть за простецкий обед. Каждый из героев остаётся личным приятелем зрителя – как бы настойчиво они не совершали ошибки в отношении друг друга, они могли бы стать отличными и верными спутниками жизни. В таких людях не ошибаются.

18.1.2019