Теперь пришла пора поговорить о среднем профессиональном образовании.
Среднее профессиональное образование в настоящем виде – это рудимент советской эпохи, абсолютно нежизнеспособный в современных условиях, еще с 70-х годов превратившийся в отстойник для проблемных детей («шарага», «ГПТУ – Господи, помоги тупому устроиться» и т.п.). Сейчас система профтехобразования выполняет ту же цель (дать хоть какое-то образование тем, кто к знаниям не сильно стремится), но, скорее, по инерции. Государство уже предприняло сильные сокращения в этой сфере, и, похоже, они будут продолжаться[1]. Ссузы в массе своей показывают крайне низкий КПД. Конечно, есть сильные колледжи, но это исключение из правила, они мало чем отличаются от вуза и находятся исключительно в крупных городах. Глобальная проблема ссузов (и школ тоже) – старение кадров. Притока молодежи практически нет и не предвидится (неинтересная работа, низкая зарплата, работа со сложными детьми, невысокий социальный статус).
Систему СПО ни в коем случае не следует сливать с высшим образованием, потому что ссузы – это продолжение школы с учетом выбранной специализации, что подтверждает само название «среднее профессиональное образование» (за исключением некоторых профессий, например, медицинских и педагогических). Пользуясь марксистскими терминами, можно сказать, что школа – это базис, техникум – надстройка, а вуз – другая формация, генетически связанная с предыдущей, но имеющая принципиальные отличия.
[1] См. Андрей Исаев: «Минобрнауки фактически сворачивает профессионально-техническое образование». Режим доступа: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2114.