То, что Фейсбук цензурирует публикации пользователей, было известно давно. Теперь же, как выяснили журналисты Business Insider, он цензурирует и сотрудников, запрещая им говорить на работе о вещах, связанных с политикой и религией:
Согласно сведениям BI, технический директор Facebook составил «набор базовых правил для открытой и уважительной коммуникации на работе, а также общую модель модерации».
Вот что говорится в служебной записке: «Мы ограничимся тремя простыми основными гайдлайнами: не оскорбляйте, не задирайте, не антагонизируйте других. Не пытайтесь поменять чьи-то взгляды на политику и религию. Не нарушайте наши правила о вербальном и невербальном харассменте».
Главным образом, эти правила должны соблюдаться при пользовании приложением Workplace, которое применяется внутри Facebook для рабочего общения между сотрудниками. Но также правила распространяются и на все другие виды общения, включая «электронную почту, чаты, списки задач, постеры, маркерные доски, меловые доски и лицом к лицу».
Поскольку Workplace является главным средством для внутренней коммуникации, общение там будет цензурироваться с применением программных методов. В частности, сотрудники получат техническую возможность быстро жаловаться на оскорбительные посты, сообщая об этом специальному «тренированному модератору».
Вопрос в том, кто будет этим «модератором», и кто будет «тренировать».
Руководство большинства СМИ и социальных медиа в США находится в оппозиции к президенту Трампу, и после его прихода к власти разразилось немало медийных скандалов, связанных с обвинениями в цензуре, направленной против трампистов и сторонников президентской Республиканской партии.
Часто такая политическая по сути цензура происходит под ширмой борьбы с «языком вражды» («hate speech») и «запугиванием» («bullying»).
Это неоднократно отмечал сам Дональд Трамп. Прошлым летом он написал в своём твиттере:
«Социальные Медиа тотально дискриминируют голоса Республиканцев и Консерваторов. Говоря громко и ясно от лица Администрации Трампа, мы не позволим этому продолжаться. Они прикрывают мнения множества людей СПРАВА, и одновременно ничего не делают в отношении других».
Facebook в ответ пообещал провести проверку по вопросу дискриминации консерваторов и прочих политических групп, но изменилось ли что-то после этого, не вполне ясно.
Аналогичные проблемы наблюдаются и в Twitter — разумеется, в отношении менее известных пользователей, чем сам Дональд Трамп.
Журналистка Кейтлин Джонстон (Caitlin Johnstone), которая в прошлом году едва спасла свой твиттер-аккаунт от блокировки, написала по этому поводу : «В корпоративистской системе, корпоративная цензура — это государственная цензура».
Новость от Business Insider — очередная пиар-катастрофа для Марка Цукерберга, главы Facebook. В последнее время они идут одна за другой, и если так продолжится ещё квартал-два, то акции Фейсбука будут выглядеть как акции Твиттера — то есть, будут привлекать только очень смелых инвесторов.
Рано или поздно ФБ напорется или на антимонопольное расследование со стороны властей, или на большой иск со стороны сотрудников за дискриминацию, или на большой иск политических активистов, подвергнутых цензуре, или на иск пользователей, пострадавших от нарушений приватности данных самим Фейсбуком — и любой из этих рисков может добить компанию.