Есть многое в природе, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам
(с) Уильям Шекспир, "Гамлет" (перевод М.Вроненко 1828 год)
Подобрал кадры с самими знаменитыми исполнителями роли безумного принца Гамлета.
И конечно, же ключевая фраза:
О, бедный Йорик... я помню эти губы... - при этих словах очень важно держать в руках череп.
1. Немой Гамлет (1907)
Первая экранизация знаменитой трагедии Шекспира -- 1900 год. Фильм не сохранился.
Следующая -- знаменитый немой фильм Жоржа Мельеса 1907 года. Знаменитый он еще и потому, что никто его не видел вот уже примерно 100 лет. Пленка, к огромному сожалению, утрачена.
Роль принца Гамлета, по легенде, там сыграл сам Жорж Мельес.
А вот Жорж Мельес, отец кинофантастики, без грима. Здесь он чуть моложе. Но все равно хорош.
Потом экранизации "Гамлета" снимали чуть ли не каждый год. Очень популярная пьеса.
2. Гамлет - женщина! (1921)
И вот наступил 1921 год. В Советской России вовсю шел НЭП, а в холодной капиталистической Дании вышла двухчасовая немая экранизация "Гамлета" с великой датской актрисой Астой Нильсен.
Забавный факт: по опросу жителей Российской Империи Аста Нильсен была признана самой популярной киноактрисой 1911 года.
Аста Нильсен играет принцессу, которая вынуждена переодеться в принца. Гамлет влюблен в Горацио и ревнует Офелию к нему. Погибает Гамлет тоже своеобразно -- в поединке с Гертрудой. После чего та выпивает отравленное вино. Все умерли. Ох уж эти шведы... простите, датчане.
3. Гамлет говорит (1948)
Великий Лоуренс Оливье -- один из лучших шекспировских актеров всех времен. И в роли Гамлета он очень хорош. Традиционная для британской актерской школы великолепная декламация, подача образа, и интересная, стильная мягкость подачи.
И вообще, кому играть датского принца, как не англичанину?
Может, прибалту? Или русскому немцу? :)
Пара советских театральных Гамлетов. К сожалению, записей спектаклей не существует:
Бруно -- отец знаменитой и всеми любимой Алисы Фрейндлих, а Владимир Эренберг сыграл Горацио не только в постановке театра Пушкина, но еще и в экранизации Козинского 1964 года.
4. Гамлет молчит (1964)
Иннокентий Смоктуновский молчит лучше всех на белом свете. И это великое молчание.
В фильме Козинцева монологи принца Гамлета решены по-киношному. Смоктуновский размышляет в кадре, а за кадром звучит его мягкий интеллигентный голос, озвучивающий мысли принца. "Быть или не быть, вот в чем вопрос". И шум волн, набегающих на хмурый берег. "Дания - это тюрьма".
Не очень люблю фильм Козинцева, вернее сказать, совсем не люблю. Мне кажется, все режиссерские решения в этом фильме устарели еще в 40-х годах. Но Смоктуновский там великолепен. И рядом с ним прекрасная совершенно Офелия -- юная и нежная Анастасия Вертинская.
Эта экранизация до сих пор считается одной из лучших в истории кино, а Смоктуновский -- одним из лучших Гамлетов. Интересно, что легендарный Тарковский говорил о "Гамлете" Козинцева следующее:
...постановка Козинцева для меня совершенно неубедительна. В пьесе-то другие чувства, другие взаимоотношения между людьми... Не знаю, как этого не понимать...
А спустя много лет после Козинцева Тарковский сам поставит пьесу в театре Ленком. Но сначала будет Таганка и Юрий Любимов.
5. Гамлет рычит (1971)
Еще никто так не рычал знаменитый монолог!
Александр Шалвович Пороховщиков, мой мастер в ГИТИСе, рассказывал нам, студентам, об этом спектакле:
-Вы представляете, если бы Гамлет был таким, каким играл его Высоцкий? Да он бы этого Клавдия уже через пять минут на куски голыми руками разорвал!
Интересно, что поэт Андрей Вознесенский ("Юнона и Авось") дает совсем иную оценку:
- Потряс Высоцкий - тихо аристократичен, хорошо, что нет "лихой сенсации".
А кто прав, мы с вами не увидим и не узнаем. Записи спектакля не существует. Вот это настоящее преступление, по-моему. Спектакль шел с 1971 года по 1980, до смерти великого поэта, а мы можем судить о нем только по обрывочным фрагментам.
Вообще, ни одной полной видеозаписи спектаклей с Высоцким нет. Ни "Вишневого сада" в постановке великого Анатолия Эфроса, ни "Гамлета", ни "Пугачева", ни "Живых и мертвых".
6. Странный Гамлет (1976)
Знаменитый Марк Захаров предложил Андрею Тарковскому поставить пьесу по своему выбору в театре Ленком. Тарковский выбрал "Гамлета".
И это был провал. Несмотря на великолепных актеров -- Андрей Солоницын ("Андрей Рублев") в роли Гамлета, Чурикова, Терехова, Караченцов... По дневникам Тарковского -- режиссеру-перфекционисту категорически не хватило времени, чтобы довести спектакль до совершенства.
Впрочем, может, все дело в том, что Тарковский -- режиссер кино, а не театральный. Все же это совершенно разное мышление.
Спектакль получил противоречивые и большей части плохие отзывы критиков и зрителей. И шел в театре меньше года. Записей, увы, нет. Кажется, я повторяю это слишком часто.
7. Гамлет снова рычит (1990)
После успеха своей экранизации "Ромео и Джульетты" итальянский режиссер Франко "Сними буквально, как написано, только добавь роскошные костюмы" Дзеффирелли берется за самую известную пьесу Шекспира.
Только в этот раз он сделал ход конем. Позвал на главную роль мировую звезду боевика, австралийца Мела Гибсона.
Мел Гибсон -- один из самых крутых Гамлетов... но только в схватке с Лаэртом. Обычные шпаги для Мела Гибсона оказались недостаточно брутальны, поэтому финальный поединок Гамлета и Лаэрта идет на двуручных мечах.
Ух. И это точно был лучший момент фильма.
Мямлящий, растерянный, бестолковый Гамлет вдруг проснулся и дал жару. Настоящий датский тестостероновый мужик.
В остальном фильм очень плох. Шекспир, как никто из драматургов, требует авторского подхода к пьесе. Так что цветные иллюстрации Дзеффирелли в данном случае не годятся. Скучно вышло.
8. Гамлет мямля (1996)
И тут встрепенулись британцы. А чего это "Гамлета" снимают всякие итальянцы с австралийцами (и русские, да)?
И появилось крупнобюджетный голливудский проект актера и режиссера Кеннета Браны.
Самая плохая экранизация пьесы, к тому же с отвратительным принцем (тот же Брана). Конечно, это только мое мнение.
Но вот Офелия в этой версии -- одна из самых чудесных -- юная Кейт Уинслет.
Еще из интересного -- действие пьесы перенесено в антураж паропанка. Кринолины, шпаги, мундиры, зеркала, балы. Викторианство на марше.
Весь запал ушел в пар. Самый скучный Гамлет из представленных в подборке. Скучнее даже версии Дзефирелли, а это надо суметь.
9. Доктор Гамлет (2009)
Режиссер Грегори Доран. Один из лучших режиссеров, когда-либо ставивших Шекспира на британской сцене.
Отличная постановка. Я видел телеверсию спектакля. Грегори Дорана я до этого знал по необычной и очень энергичной постановке "Юлия Цезаря" Шекспира -- там действие пьесы перенесено в африканскую страну. И все действующие лица -- африканцы. И Цезарь, и Антоний, и "ты, Брут". Очень темпераментно вышло, хотя и вполне по-шекспировски. Хор взбесившихся Отелло выясняет, кто кого предал, и кто тут, черт побери, диктатор и тиран. Рекомендую.
А тут "Гамлет" с Дэвидом Теннантом, известным по роли эксцентричного Доктора из фантастического сериала "Доктор Кто" в роли принца.
И это оказалось очень здорово.
Гамлет Теннанта необычен, трогателен, и при этом очень убедителен, а Патрик Стюарт ("Звездный путь", "Люди Икс") в роли Клавдия просто давит все живое темной харизмой.
А еще... череп в руке Теннанта на снимке -- самый настоящий. Да-да.
Вот такая история. О, бедный Анджей, я помню эти губы, должен говорить Гамлет... Черт. Случай, конечно, потрясающий воображение. А версия "Гамлета" -- отличная! Монолог Гамлета над могилой Офелии -- один из самых интересных и трогательных моментов, что я видел.
Дальше у нас пойдет Бенедикт Камбербетч.
10. Шерлок Гамлет (2015)
Кто не знает Бенедикта Камбербетча? Шерлок Холмс, Алан Тьюринг, огромное количество наград. Обладатель роскошного низкого темного голоса, бешеного темперамента, и тонкой, нервной натуры.
И версия "Гамлета" с ним совершенно чудесная. Камбербетч -- один из лучших Гамлетов на моей памяти. Рекомендую посмотреть, записи спектакля есть в сети.
11. Гамлет-летчик и Гамлет-танкист
Этот спектакль я не видел.
Хотя когда-то мне очень понравился Лаэрт-Козловский из фильма "Гамлет XXI" (2009) -- это было единственное, пожалуй, светлое пятно в чудовищном в остальном фильме. Тогда Козловский еще не был особо известен. Это позже он стал звездой кино.
Кстати, Данила Козловский был очень неплох в спектакле "Варшавская мелодия" того же Льва Додина.
Я только хотел пошутить, что теперь только Александра Петрова в роли Гамлета не хватает... и оказалось, уже давно есть. Спектакль в театре Ермоловой:
В общем, понятное дело. Роль принца Гамлета -- мечта любого актера. Даже если ты кинозвезда боевиков, вроде Мела Гибсона или Александра Петрова.
========
И напоследок. Вот вам лучший Гамлет на все времена:) Отрывок из фильма Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966 год, через два года после "Гамлета" Козинцева). Лаэрт - Олег Ефремов, Гамлет - Иннокентий Смоктуновский.
И крик из зала: "Юра, я здесь!". Обожаю этот фильм.
Всем удачи! Спасибо, что читаете, друзья!