Найти тему
melodrummer

Я ломал стекло

Главная премьера января, фильм М. Найта Шьямалана, который бередил нам душу ещё с лета прошлого года, наконец, вышел на экраны. «Стекло» стал заключительным фильмом неожиданно сложившейся трилогии, и, казалось бы, должен подарить зрителю невероятный гранд-финал, но что-то пошло не так.

М. Найт «вот это поворот» Шьямалан – довольно-таки «неровный» режиссёр: в его копилке есть как успешные проекты типа «Шестого чувства», так и полные провалы, во время просмотра которых рука буквально приклеивается к лицу (привет, «Повелитель стихий»). Однако вышедший в 2016 году «Сплит» был тепло принят зрителями и критиками, чему во многом поспособствовала великолепная игра Джеймса МакЭвоя, герой которого страдает расстройством множественной личности. В конце «Сплита» (и это так себе спойлер) нам показывают Брюса Уилисса, а точнее его персонажа Дэвида Данна из другой картины Шьямалана «Неуязвимый», которая на тот момент вышла аж 16 лет назад. Таким образом, режиссёр объединил вселенные двух фильмов в одну и столкнул персонажей в своей новой работе под названием «Стекло» (Glass), которая получила название от прозвища главного антагониста «Неуязвимого» Элайджи Прайса в исполнении Сэмюэла Л. Джексона. Мистером Стекло (Mr Glass) Элайджу прозвали из-за природной хрупкости его костей: он запросто мог получить перелом, просто врезавшись в стену. Казалось бы, три таких интересных и самобытных героя в исполнении первоклассных актёров Голливуда оказываются в стенах одной психиатрической клиники – накал страстей и экшн обеспечен! Но не тут-то было. Шьямалан опять «ошьямаланился».

-2

Фильм получился дико скучным. Скучнее «Неуязвимого». Задумка для сюжета неплохая: переубедить супергероев в том, что они вовсе не супергерои, а обычные люди с психическими отклонениями. Только, кажется, персонаж МакЭвоя в «Сплите» вообще никак не был связан с темой комиксов. Если мотивация доктора Элли Стейпл (Сара Полсон) понятна, то к мотивации трёх главных героев есть вопросы, и во многом из-за этого сюжет провисает. Очень много длинных и затянутых монологов и диалогов: все действия, которые вполне можно было показать, описываются словами, в большинстве случаев из уст героини Сары Полсон. Но задача кино – не рассказывать, а показывать, а Шьямалану всё-таки далеко до диалогов Тарантино, и жанр совсем не тот. От экшна ждёшь динамики, а здесь она напрочь отсутствует. Сцены боёв тоже очень слабые и скучные: пожалуй, не такого противостояния Неуязвимого и Зверя ждал зритель! Но Шьямалан не был бы Шьямаланом, если бы не впихнул в сюжет пару твистов, которые, к сожалению, ничем особенно не удивили. Некоторые сцены показались мне незаконченными, нелогичными и бессмысленными.

-3

Но чтобы вы не подумали, что я превращаюсь в Стэна из «Южного Парка», который, сидя в кино, слышал исключительно ректальные звуки и был всем недоволен, отмечу и несколько явных плюсов. В первую очередь, это актёрская игра. Джеймс МакЭвой своим неимоверным талантом тащит весь фильм на себе. Если в «Сплите» он показал 8 личностей своего персонажа, то здесь представил уже 20. Очень интересно наблюдать за его перевоплощениями и подмечать мельчайшие детали: как он как сидит, как ходит, складывает руки и ноги. На крупных планах (которых в фильме немало) даже видно, как меняется взгляд актёра. Хоть тут Шьямалан не прогадал и отвёл МакЭвою достаточно экранного времени. Сэмюэл Л. Джексон, как всегда, харизматичен и загадочен, чего нельзя сказать про Брюса Уиллиса, выражение лица которого не меняется на протяжении всего фильма. Такое чувство, что он вообще не понимает, где находится и какой сейчас год. Аня Тейлор-Джой, юная звезда «Сплита», отыгрывает чуть лучше, чем бревно, но я не совсем понимаю, зачем здесь нужная её героиня. Скорее всего, только для того, чтобы у Зверя был так называемый «протеже», близкий ему человек, поскольку у Стекла есть мама, а у Дэвида – сын.

Второй момент, который мне понравился – цветовая гамма в фильме. Особенно меня поразила картинка в сцене в розовом помещении, где доктор Стейпл проводит сеанс со всеми тремя героями. Цвета в фильме играют особую роль, и у каждого персонажа есть свой: у Стекла – фиолетовый, у Зверя – жёлтый, у Дэвида – зелёный (это видно и на постере). Любопытно, что эти же цвета прослеживаются в одежде близких к героям людях в конце фильма. Доктор Стейпл явно предпочитает различные пастельные тона. В общем и целом, картинка радует глаз. Жаль, что содержание так подвело.

«Стекло» не оправдало моих ожиданий. Но, как когда-то сказал Андрей Аршавин, «ваши ожидания – ваши проблемы». У Шьямалана была отличная возможность снять крепкий фантастический боевик, столкнув ярких и классных персонажей, но он сделал нечто непонятное с необычайно странной концовкой и слабой надеждой на новую киновселенную. Я искренне надеюсь, что эта история закончилась, а Джеймс МакЭвой сможет проявить свои таланты в руках более умелого режиссёра.

-4