В рамках «Трансъевропейской транспортной сети» в Грузии предусмотрены десять проектов и все они касаются строительства коммуникаций
В опубликованном Еврокомиссией документе, касающемся развития «Трансъевропейской транспортной сети», на финансирование второй фазы глубоководного порта Анаклия выделено 233 миллиона евро.
Помимо этого, в проекте дополнительно учтено 100 миллионов евро на строительство и ремонт железнодорожных и автомобильных путей до порта Анаклия.
«Трансъевропейская транспортная сеть» — это новый проект Евросоюза, который профинансирует важнейшие инфраструктурные проекты в шести странах восточного партнерства – Украине, Молдове, Беларуси, Грузии, Армении и Азербайджане.
• Почему Иванишвили борется с TBC банком?
• В Грузии началось строительство первого глубоководного порта. Фоторепортаж
Главная цель проекта — стимулирование роста экономики в этих шести странах.
Стоимость «Трансъевропейской транспортной сети» в сумме составит 13 миллиардов евро. Больше всего финансирования получат Украина (4,45 миллиарда евро) и Грузия (3,4 миллиарда евро).
В рамках «Трансъевропейской транспортной сети» в Грузии запланировано десять проектов. И все десять предусматривают строительство дорог, мостов и коммуникаций. Порт Анаклия -самый дорогостоящий проект.
Проекты, которые Евросоюз собирается профинансировать в Грузии:
- Вторая фаза глубоководного порта Анаклия – 233 миллиона евро;
- Железнодорожная магистраль до глубоководного порта Анаклия – 100 миллионов евро;
- Строительство магистрали Чумателети-Аргвети – один миллиард евро;
- Строительство моста Григолети-Поти – 25 миллионов евро;
- Строительство магистрали Григолети-Кобулети – 101 миллион евро;
- Дорога в объезд Батуми – 115 миллионов евро;
- Грузовой терминал Кутаисского аэропорта – 61 миллион евро;
- Магистраль Рустави-Красный мост – 115 миллионов евро;
- Проект Алгети-Садахло – 90 миллионов евро;
- Мост дружбы в Садахло – шесть миллионов евро.
В документе предусмотрены две фазы развития проектов – краткосрочная часть должна завершиться к 2020 году; долгосрочная – к 2030-му.
В общей сложности в рамках этого инвестиционного проекта в шести странах будут построены железнодорожные и автомобильные магистрали протяженностью четыре тысячи 800 километров, будут развиты шесть портов и устроены 11 логистических центров.
Еврокомиссар Йоханнес Хан, ответственный за политику добрососедства Евросоюза, говорит, что завершение инвестиционного плана действий трансъевропейской транспортной системы является совместной обязанностью Евросоюза и местных правительств. И цель этого проекта обеспечить осязаемые результаты для населения региона.
______________________
Порт Анаклия — важный для Грузии инфраструктурный проект. Он откроет грузам из Центральной Азии путь в Европу и наоборот. У первого грузинского глубоководного порта, который строится в Анаклии, есть амбиция стать серьезным конкурентом портам Турции и других стран региона.
По мнению экспертов, на сегодняшний день это главный проект, реализуемый в Грузии. Некоторые сравнивают его по значимости с нефтепроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, начатым в эпоху Шеварднадзе.
Аналитики ожидают, что проект в Анаклии существенно оживит экономический рост Грузии. А также вернет стране давнее значение важного транспортного хаба (этот проект отчасти повторяет Шелковый путь) и превратит Грузию в уважаемое морское государство.
В успехе проекта заинтересованы США. В него вложено много частных американских инвестиций.
Строительство глубоководного порта Анаклия запланировано в девяти фазах. Общая стоимость проекта составляет 2,5 миллиарда долларов и предусматривает углубление морской акватории на 16 метров.
Первая фаза строительства завершится в 2020 году. Именно тогда Анаклиа примет первое судно. После завершения первой фазы проекта порта Анаклиа, Грузия сможет принимать 10 тысяч контейнерных (TEU) судов типа Панамакс и Постпанамакс, которые сегодня не может принять ни один грузинский порт – ни Батуми, ни Поти.
Согласно плану, к 2021 году порт Анаклия сможет пропускать до одного миллиона контейнеров TEU и 1,5 миллиона тонн сухих навалочных грузов.