Заметки путешественника
Всем привет!
Сегодня я расскажу еще об одной троллейбусной системе. На этот раз мой выбор пал на один из моих любимых городов - Новгород-на-Волхове, или Великий Новгород.
Забегая вперед, я хочу отметить, что мне очень понравилась работа транспорта в этом городе. Мне посчастливилось не встретить ни единой маршрутки, а самыми маленькими автобусами были ПАЗ-4234, и то, крайне редко. В основном попадались автобусы очень большой вместимости.
Возвращаясь к троллейбусам, хочется отметить, что два маршрута из трех - 1й и 3й ходят весьма часто. Второй же выходит совсем редко, но он и менее популярен, чем два других.
Новгородская троллейбусная система является первой созданной в России после распада СССР. Конечно, о ее создании думали еще в 80-е годы, но те планы не реализовались. Зато реализовались новые, разработанные в начале 90-х.
Особую роль в становлении троллейбуса сыграли вологодские специалисты : они и сеть собрали, и водителей обучили, и подвижной состав на базе ЗиУ-682 предоставили.
В начале декабря 1995 года троллейбус принял первых пассажиров. Маршрут был всего один: от троллейбусного депо до улицы Нехинской. Три года спустя была сконструирована новая линия, которая позволила открыть два новых маршрута : 2 (Троллейбусное депо - ЖД Вокзал) и 3 (ЖД Вокзал - Нехинская улица). Под них были закуплены в Вологде троллейбусы Škoda 14TrM .
В 2005 году сеть продлили до деревни Григорово. Это позволило открыть еще 2 маршрута: 4 (Троллейбусное депо - Григорово) и 5 (ЖД Вокзал - Григорово). Однако, первый имел буквально несколько рейсов в день, да и то, для подвоза троллейбусов к маршруту 5. А на маршруте 5 было очень мало машин. То был пик развития сети. К сожалению, как отмечают местные жители, поток был небольшим, машины ходили тогда не столь часто и, спустя 10 лет , маршрут 4 и 5 отменили как слишком убыточные.
В 2012 году был трудный период в жизни троллейбуса - он был крайне убыточен. В течение нескольких лет, администрация города экспериментировала с организационно-правовым статусом предприятия, искала инвесторов. Позже, троллейбусы стали входить в ОАО "Автобусный парк", все акции которого были выкуплены городом.
В 2015 году троллейбус был на грани исчезновения: выходные рейсы пробовали обслуживать автобусы и даже хотели проводить такие эксперименты в будни. К счастью, их признали провальными и от идеи отказались.
Сейчас троллейбус работает хорошо. Я за день встретил троллейбусы всех имевшихся на август 2018 моделей: Škoda 14TrM , ЗиУ-682 с кап.ремонтом в Иваново и ЗиУ-682Г-016. Так как был выходной день, то мне удалось насчитать на улицах лишь 13 машин. Говорят, в будни выходят порядка 30 единиц техники. Но такое я ни подтвердить, ни опровергнуть, к сожалению, не могу.
Уже осенью 2018 года в Великий Новгород пришли подарки из Санкт-Петербурга: ВМЗ-5298, ВМЗ-170 и ПТЗ-5283, ЗиУ-682Г-016.05 в общем количестве 12 штук.
Возможно, в будущем сеть троллейбуса в Великом Новгороде увеличат, но, пока что, не особо к этому стремятся. Да и есть ли надобность? На этот вопрос смогут ответить лишь местные жители.
На этом я завершаю свой маленький экскурс.
Спасибо за внимание! С уважением, Максим Фандюшин.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Ковров. Как развивался троллейбус
Маленький, да удаленький - немного о троллейбусах в Химках