Найти тему
Частная почта

Это надо показывать и это необходимо смотреть!

Оглавление

На фоне вновь и вновь возникающих споров о прошлом есть выставки, которые нельзя пропускать. Нельзя, если есть потребность знать правду, увидеть своими глазами образы, попытаться испытать эмоции, которые запечатлели свидетели тех или иных событий.

Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается».

С 15 по 26 января в Большом зале Санкт-Петербургского Союза художников на Большой Морской улице, бесплатно доступна для посетителей выставка работ художников нашего города, посвящённая 75 годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Среди участников выставки живописцы: Д. П. Бучкин, заслуженный художник РФ В. М. Петров-Маслаков, О. Г. Татарников, заслуженный художник РФ И. В. Суворов, Н. В. Суворова, Б. А. Семенов, В. А. Снопов; скульпторы Т. В. Дмитриева, Т. П. Ковалевская, В. П. Уланов; О. А. Биантовская, Е. И. Коньков, О. Б. Фронтинский, художник прикладного искусства Г. Б. Садиков и монументалист, заслуженный художник РФ В. А. Анопова.

Уникальность этой экспозиции не только в возможности увидеть блокаду глазами художников, создававших свои произведения под бомбёжками, в лютые морозы, страдая от голода и болезней, но и проследить как менялась тема блокады в творчестве ленинградских и петербургских художников за прошедшие 75 лет. Сравнить восприятие блокады теми, кто сам пережил то время и теми, кто только начинает творческий путь, и знает о блокаде только по книгам и фильмам.

-2

Можно только представить.

Что должен испытывать человек, который уже осознал, что город в кольце врагов, что каждый выход на улицу – шаг к могиле? Куда могли отправиться жители осаждённого Ленинграда? За водой? За хлебом? На работу? Не только. В блокадном Ленинграде работали театры, проходили концерты, даже в музеях города продолжали работу сотрудники, сохраняя коллекции. Здание выставочного центра Союза художников стало общежитием, где нашли кров многие ленинградские художники. Здесь жили, общались, болели… Но не только.

Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 1941 года. Казалось, у горожан должны были опуститься руки. Страх, боль и неопределённость будущего должны были вызвать панику, но события развивались иначе.

22 октября 1941 года.

В этот день фотограф газеты «Ленинградская Правда», Михаил Мицкевич, для фотохроники агентства ТАСС, сделал вот этот снимок.

На выставке плакатов, посвящённых Отечественной войне. 22 октября 1941 года. 	 Фото: М. Мицкевич (Фотохроника ТАСС)
На выставке плакатов, посвящённых Отечественной войне. 22 октября 1941 года. Фото: М. Мицкевич (Фотохроника ТАСС)

«Выставка плакатов, посвящённых Отечественной войне» стала первой выставкой, открывшейся в залах на улице Герцена, 38, но далеко не последней.

2 января 1942 года.

Плакат выставки 1942 года
Плакат выставки 1942 года

Именно эту выставку считают первой блокадной выставкой живописи и графики. Работы 84 авторов начали собирать за долго до открытия. В первое время выставка работала в «закрытом» режиме. Для широкого зрителя её открыли в феврале.

До Победы!

В продолжение всего блокадного времени художники работали и в городе, и на фронте, и даже в тылу.

Не редко их произведения оказывались вовсе не маленькими карандашными набросками или миниатюрами, а настоящими масштабными работами, как, например, картина Николая Володимирова «Переправа». Масштабное полотно, он писал маслом на фронте. Писал прямо на поле боя, не в творческой командировке, а как боевой офицер – младший лейтенант.

Картина Николая Володимирова «Переправа»  Фото: С.Г. Гасилов
Картина Николая Володимирова «Переправа» Фото: С.Г. Гасилов

Часть авторов, работы которых выставлялись на блокадных выставках как в залах на улице Герцена, теперь Большой Морской, так и в других местах, до освобождения города не дожили.

Уже на первой выставке художников-фронтовиков, где было представлено около 500 произведений, имена 2-х авторов были отмечены в каталоге траурной рамкой.

Не только боль.

Когда сегодня говорят о блокаде Ленинграда, часто говорят о голоде, лишениях, смерти, ужасах тех 872 дней. Это, конечно, важно, но важно и то, что сами жители блокадного Ленинграда думали не только о жестокости врага и страхе, но и о будущем. Ещё в 1942 году горожане уже задумывались о необходимости создания музея блокады. В 1943-м об этом не только говорили, но и писали. И важно было сохранить память не только о борьбе, подвиге и преодолении, но и о том, как люди помогали друг-другу, как спасали, как верили, как сохраняли человечность и добро в сердцах.

-6

На афише весенней выставки 1943 года только ствол зенитного орудия напоминает о войне, а до полного освобождения города ещё почти целый год.

27 января 1944

Ровно в 20.00 над Невой раздалась канонада – 324 орудия дали 24 залпа. На следующий день в газете «Смена» появилось стихотворение Ольги Бергольц

И вновь земля с восторгом слышит
Салюта русского раскат,
О! Это полной грудью дышет
Освобождённый Ленинград…

Страница газеты "Смена" от 28 января 1944 года
Страница газеты "Смена" от 28 января 1944 года

Советским войскам предстоял ещё долгий путь на Запад, а Ленинград возвращался к мирной жизни. К обычным человеческим проблемам возвращались и художники. В ещё голодном и холодном, разрушенном городе, в октябре 1944 года был объявлен конкурс… на составление эскизного проекта дверных ручек. Кажется, какой малозначительный, неинтересный предмет? Только как жаждал город возвращения к мирным делам и заботам!

-8

Деньги за призовые места, тоже были не лишними. За лучший проект предлагалось 3500 рублей. За второе место – 3000, а третья премия составляла 2500. Буханка хлеба по государственным ценам стоила 1 рубль 70 копеек. Маргарин – 12 рублей, а у спекулянтов целых 620 рублей за кг. Пшено толчёное по госрасценкам 2 рубля 10 копеек, а на рынке – 150 рублей за 1 кг.

Переосмысливая помнить.

За прошедшие 75 лет выросли уже несколько поколений. Каждое со своим взглядом, со своей эстетикой. XXI век принёс новые технологии и новое отношение к жизни. К сожалению, он принёс и много новых возможностей искажения прошлого, подмены понятий, ценностей, самой правды.

Очень важно иметь возможность прикоснуться к первоисточникам. Очень важно не забывать.

Проект известного искусствоведа Владимира Васильева «Галерея Памяти» уже несколько лет подряд позволяет не только увидеть работы блокадных авторов, но и напомнить о художниках, погибших и пропавших без вести мирных жителей, участниках Битвы за Ленинград.

Мемориальная инсталляция «Белая комната» посвящена работам выпускников и педагогов Академии художеств – профессоров Ивана Яковлевича Билибина, Дмитрия Иосифовича Киплика и Павла Александровича Шиллинговского. Все трое погибли в Ленинграде в 1942. Но их работы, в том числе созданные уже во время блокады сохранились.

-9

На открытии выставки «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» присутствовали ветераны. Многие из них и сегодня ещё не перестали творить. Для многих эта выставка не только повод вспомнить о прошлом, но и возможность высказаться. Через образы блокадного Ленинграда обратить внимание на проблемы сегодняшние.

-10

Было много прессы и официальных лиц. Были и художники послевоенных поколений, чьи работы также представлены на экспозиции. Одним из смысловых мостов, связавших и память, и боль, и страх, и преодоление, и стойкость, и веру, и надежду стала работа Михаила Молякова «Симфония №7», написанная в 2017 году.

"Симфония №7" Моляков М.Ю., х.,м. 2017 год.
"Симфония №7" Моляков М.Ю., х.,м. 2017 год.

Время, отведённое на осмотр выставки крайне ограничено – только до 26 января 2019 года. Но это обязательно нужно показывать! Детям, родным, друзьям. Это нужно показывать и необходимо смотреть.

Вадим Сафонов.