Из этой заметки Вы узнаете, что такое авианосные ударные группы, какую роль они играют в современной войне и нужны ли они России.
.
Что такое авианосная ударная группа?
Авианосец – корабль, с которого запускаются самолеты. Плавучий аэродром. Это более-менее общеизвестно. К сожалению, мало кто знает, что авианосный флот – это не история про авианосцы. Построить площадку, с которой можно запускать самолеты, не так уж сложно: во время Второй Мировой британцы приспосабливали для этого даже обычные транспорты. Гораздо сложнее сделать так, чтобы пилот не отправил свой самолет на дно во время полета или при посадке, а сам авианосец не был бы потоплен каким-нибудь мимо проплывавшим торпедным катером. Поэтому авианосная ударная группа (АУГ) как род гибридных вооруженных сил объединяет в себя несколько разнородных составляющих:
· авианосцы как средство доставки;
· палубную авиацию;
· корабли охранения;
· корабли снабжения;
· средства разведки и управления боем;
· систему подготовки пилотов.
.
Почему так мало стран имеют авианосцы? Неужели их так сложно построить?
Построить корабль, способный запускать самолеты, совсем не сложно. Еще во Вторую Мировую разработали разнообразные устройства для облегчения взлета (в первую очередь, «катапульты»), благодаря которым нет необходимости в большой взлетной полосе. А вот посадка, наоборот, остается исключительно сложной задачей. Технические устройства торможения позволяют сажать даже современные реактивные самолеты (неспособные садиться на низкой скорости). Однако наведение быстро летящего самолета на авианосец в условиях качки (волны делают корабль неустойчивым) и облачности – задача исключительно сложности, которую нужно решать с точностью до сантиметра.
Ошибки в конструировании авианосца могут существенно усложнить эту задачу, но ровно так же и неудачная конструкция палубного самолета. По большому счету, они должны разрабатываться в связке. А это значит, авианосный флот может создать только страна, имеющая одновременно сильную авиаконструкторскую школу и сильную кораблестроительную одновременно. Не случайно Китай, при всех его огромных экономических ресурсах, испытывает огромные сложности с созданием собственных авианосцев.
Де-факто сегодня только три страны имеют полноценные авианосцы: США, Великобритания и Франция. Предположительно достаточно развитой инженерной школой обладает Италия, но она создает исключительно легкие/эскортные авианосцы. Россия, Китай, Индия, Испания и некоторые другие страны способны создать «авианесущее нечто», непригодное для действий в составе АУГ из-за различных ограничений (типа невозможности запускать самолеты с полной бомбовой нагрузкой и принимать их при нестабильной погоде, как у России). Те же три «авианосные державы» обладают инженерной школой, способной установить на авианосец атомный двигатель, что резко снижает требования к наличию в составе АУГ кораблей снабжения. И делает ее менее уязвимой, естественно. При этом только американцы могут себе позволить тяжелые авианосцы (более 70 самолетов; текущий стандарт 90), в то время как Франция и Великобритания строят средние/легкие (около 40 самолетов). Это же касается и полноценной палубной авиации.
Среди прочего, французская, британская и американская электроника и в целом системы сопровождения взлета и посадки обеспечивают тот уровень автоматизации, который позволяет действительно активно использовать палубную авиацию в боевых действиях и, что более важно организовывать относительно безопасный тренировочный процесс.
Отдельно отметим: как бы дорого ни стоил авианосец, еще дороже подготовка его авиационной группировки. Полеты над морем не прощают ошибок, и для полноценной АУГ нужно иметь минимум 100 (ну или 50, если Вы не американцы) экипажей самолетов, имеющих тысячи часов налета, сотни взлетов и посадок, и сотни учебных стрельб (ракетами, бомбами и др.). Это не дорого, а БЕЗУМНО дорого. Американцы могут себе позволить держать более 1000 профессиональных экипажей палубной авиации, а у России нет ни одного. Поэтому российская военная доктрина и не рассматривает саму возможность прямого нападения на американскую АУГ (вместо этого рассматриваются «нетрадиционные» способы их уничтожения, в том числе ядерное оружие).
Собственную АУГ Россия создать не в состоянии сразу по трем причинам: у нас недостаточно опыта в создании палубной авиации, мы не умеем строить полноценные авианосцы, и наши технологии обнаружения, наведения на цель и управления боем не позволяют управлять столь сложной морской формацией. С другой стороны, АУГ России и не особо нужны, если, конечно, не ставить целью "проецирование силы" в Латинской Америке.
.
Как авианосная ударная группа защищает авианосцы?
Хотя авианосец – «сердце» АУГ, ее жизнеспособность в гораздо большей степени обеспечивается совсем другими кораблями. АУГ обязательно включает в себя крейсера противовоздушной обороны и крейсера противолодочной обороны (сегодня чаще всего называемые эсминцами). В современных АУГ это ракетные крейсера. Во время Второй Мировой часто включали в АУГ и линкоры/линейные крейсера для того, чтобы защитить их от нападения вражеских тяжелых или линейных крейсеров.
Кроме этого, АУГ нуждается в кораблях снабжения (танкерах с топливом – как минимум для кораблей сопровождения; запасов боеприпасов; ремонтного оборудования, и т.д.). Чем дальше АУГ действует от собственных баз – тем больше в ней смысла. К слову, действовать вблизи баз – значит терять основной боевой потенциал АУГ, ведь даже самый современный авианосец заведомо слабее сухопутного аэродрома. АУГ предназначена для «проецирования силы» на удаленных театрах военных действий (ТВД), а не для обороны собственных берегов. Кстати, из этого следует, что России АУГ принципиально не нужны, если, конечно, не возвращаться к амбициозным советским планам участия в отдаленных конфликтах.
Иногда в состав АУГ включают и подводные лодки, в обязанности которых входит разведка и огневая поддержка крылатыми ракетами.
Корабли сопровождения («ордер») обеспечивают защиту АУГ от атак вражеской авиации и флота. В современной войне это почти исключительно вопрос перехвата разнообразных ракет и запуска ракет, и в меньшей степени – постановки помех, осложняющих наведение оружия противника на авианосец.
В морском бою именно корабли сопровождения, а не сам авианосец, становятся основной силой. Авианосец не может выиграть морской бой сам по себе. Он может сделать продолжение боя нежелательным для противника, подавив его сухопутные аэродромы или авианосцы (зачастую достаточно разрушить взлетно-посадочные полосы). Но для атаки на вражеский порт с аэродромами требуется поистине колоссальная концентрация сил. Только американцы могут себе позволить сосредоточить АУГ с десятком (!) авианосцев: 900 самолетов достаточно, чтобы выиграть бой против любых сухопутных аэродромов. Остальные страны, имеющие АУГ (Франция и Великобритания) с 1-2 авианосцами по 40 самолетов, рассматривают их скорее как эффективное средство войны с отсталыми африканскими и латиноамериканскими странами, т.е. их АУГ приближается по предназначению к морской пехоте. С другой стороны, в крупном конфликте они могут рассчитывать на АУГ своих союзников по НАТО.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к этой заметке или в твиттере: @artofwartheory