О клубе любителей искусств «Открытие» я писала много раз. Это детище Уфимского приборостроительного завода в будущем году достигнет своего тридцатилетия. Наш организатор Эмилия Шур в ознаменование этого события предложила безумную идею - поехать в г. Пермь на Фестиваль искусств имени Сергея Дягилева. Казалось, воплотить ее очень сложно: где Уфа, а где Пермь? Но идею поддержали и начали действовать.
Марина ЕГОРОВА - Розенбаум, фото: Р. Федорова
Первым делом Эмилия заручилась согласием нашего постоянного водителя микроавтобуса Марата, который уже не раз возил наш клуб на экскурсии - в с. Надеждино к С. Т. Аксакову, в Аксеново — к А. П. Чехову. В соответствии с программой фестиваля определили дату поездки, этот день приурочили к концерту Люки Дебарга, фаворита конкурса им. Чайковского. Забегая вперед, скажу, что по минимальной цене смогли заказать лишь шесть билетов, зато билетами на балет «Лебединое озеро» была обеспечена вся группа.
Наши искушенные пользователи компьютером: Роза Федорова, Эльза Ахмерова, Ирина Тужилова по интернету заказали и оплатили билеты в театр, заказали экскурсии, а хорошо знакомая с клубом « Открытие» экскурсовод Художественного музея им. Нестерова Вероника Боттичелли помогла в размещении группы на четыре дня в Гостевом доме.
По традиции «Открытия» программа поездки началась в дороге: Эмилия как всегда глубоко и эмоционально повествовала о «Русских сезонах» Сергея Дягилева, мецената, артимпрессарио, чьи гимназические и юношеские годы прошли в Перми, и который, создав труппу из артистов балета Мариинского театра, впервые в 1909 году представил русский балет в Европе, а затем и в Америке, поразивший весь мир.
По автобусу «гуляли» эскизы костюмов художника Бакста к одноактным балетам хореографа Михаила Фокина, книга о жизни Сергея Дягилева, богато иллюстрированная. Потом Эмилия провела викторину для закрепления услышанного. И самый младший из нас, тринадцатилетний Арсений, не давая никому опомниться, выпаливал ответы, получив в награду морскую раковину в красивой упаковке, а с ней — «жемчужное зерно» новых знаний.
Увлек всех конкурс «Перевод с французского» - не зная языка нам предлагалось перевести на русский известные балетные термины « па-де-де», «батман», «плие» и т.д. В итоге восемь часов пути прошли не утомительно.
И вот мы в Перми. Пока шестеро меломанов наслаждались игрой французского пианиста, остальные пошли осматривать город, хотя нам предстояла обзорная экскурсия по городу. С экскурсоводами нам везло на протяжении всей поездки. Ирина Юрьевна за два часа открыла длинную историю Перми, в первоначальном варианте — Парма. Название города имеет три варианта объяснения.
Первый - топографы считают, что здесь в древние времена было море. Потом неровности морского дня превратились в зеленые холмы, заросшие деревьями
— тайгой, то есть пармой. Современникам больше нравится второй вариант: когда-то здесь жили племена, предком которых был медведь
- «пер»-богатырь, основатель, «ма» - земля или Медвежья земля. Существует миф, что на горе По-люд нашли след ноги человека восьмидесятого размера. Поэтому изображение медведя встречается на площади города, на магнитиках, открытках. Основной вариант отраженный в учебниках таков. Новгородские купцы в поисках богатых земель на ушкуях - лодках поплыли в Индию, а встретили Парму, где нашли мягкое золото и назвали город Пермь «далекая земля, край». Экскурсовод показала нам памятник, который венчала та самая лодка, затем желающие потерли лапу и нос медведю во исполнение своих «мечт», «прописались» в Перми, сфотографировавшись в бронзовом овале с огромными красными ушами - знаменитом памятнике «Пермяк — соленые уши».
После экскурсии по городу, нас приняли в краеведческом музее, где историю города и области мы услышали и увидели своими глазами на стендах и витринах.
Ноги нас уже не слушались и, пообедав в неожиданно дешевой столовой, мы отправились в поездку по Каме на прогулочном теплоходе. Чайки крыльями обвевали наши лица, мимо проплывали купола храмов по берегам. Релаксация была полной. Второй день завершился в предвкушении предстоящей поездки в Хохловку.
Среди удивительной природы полуострова, омываемого Камой, на зеленых холмах, лесных полянах установлены шедевры деревянного зодчества, найденные реставраторами Пермской области, начиная с 1971 года и теперь сюда приезжают тысячи людей, чтобы увидеть постройки созданные без единого гвоздя, одним топором.
Вот изба с крытым двором и надворными постройками, церковь, храмовая часть которой состоит из двух скрещенных бочек, так называемых крещатых. А вот единственный памятник оборонного зодчества — торговничес-кий острог, а с целью охраны сторожевая башня.
Представляет интерес надвратная башня времен Екатерины. Среди деревьях на полянах «разбежались» различные строения. Вот пожарное депо из села Скобелевка. Там случилось сто пожаров и были созданы добровольные пожарные ополчения. До 30-х годов предки нынешнего МЧС пожар тушить выезжали на лошадях, используя ведра, багры, топоры. Подтверждением тому, что когда-то на месте пармы было море, стоит солеподъемная башня, соляной ларь, варница. Готовую соль переносили в мешках грузчики, среди которых были и женщины. Норма - 1000 мешков в день. Оплата по тем временам была высокая. Соль в ларь высыпали из мешков, поэтому шея и уши были изъязвлены. По багровому их цвету узнавали о занятии человека. Отсюда и знаменитое — «Пер-мяк-соленые уши».
Последний день нашего путешествия тоже был насыщенным: картинная галерея, Дом-музей Сергея Дягилева и театр оперы и балета.
Пермская художественная галерея была образована в 1922 году, в храме, поэтому подлинники картин И. К.Айвазовского, И.И. Шишкина, И. Левитана, Савицкого, Н.Н. Ге. М. Шагала и многих других художников от передвижников до авангарда, французского и итальянского искусства гармонично сочетаются с деревянной скульптурой 17-19 вв.: знаменитыми Пермскими богами, фигурой Николы Можайского, Богоматери.
Дом-музей человека, чьим именем назван фестиваль искусств, и о котором мы так много узнали в дороге, встретил нас приветливыми служителями. Дом был построен в итальянском стиле с внутренним двориком, который теперь перестроен в актовый зал, где выступают певцы, музыканты. На все это с высоты четырех метров «взирает» скульптура хозяина Сергея Дягилева, созданная Эрнстом Неизвестным. Скульптуру планировали установить в притворе Оперного театра, но в итоге вернули домой.
Сохранены для посещений кабинет, столовая, гостиная. Особенный интерес вызывает подиум гостиной, где представлена эпоха театрального костюма, маска балерины Анны Павловой, портреты Кшесинской, Карсавиной и, конечно, Нижинского, первых русских артистов балета, представленных в Париже на Русских сезонах. Возвращаясь в Гостиный дом, мы предвкушали удовольствие от предстоящего балета «Лебединое озеро», ведь пермские танцовщики выглядели достойно у нас на фестивалях им. Рудольфа Нуреева. Однако великолепная сценография, необычайные костюмы лебедей и особенно декорация последнего действия затмили сам балет. Все происходило ровно, спокойно. Лишь выходы шута и Ротбарта вызывали аплодисменты. Мы не испытали эмоционального восторга, какой чувствуешь при блестящем исполнении. Один из нас — Владимир сказал: « Я надеялся на испанский танец, но и он у нас в Уфе исполнялся гораздо ярче».
Город нам понравился, а еще больше — его жители -приветливые, отзывчивые, готовые не только объяснить, как найти нужный нам объект, но и проводить. Экскурсоводы оказались влюбленными в свое дело, в Пермь и с гордостью за свой город дарили нам интересные знания.