Инфляция – слово, которого привыкли бояться большинство россиян. Обычно ее представляют себе как стихийное бедствие, не зная, что инфляция – прямое следствие того, как государство управляет своим бюджетом. Хотя многие догадываются, что в гиперинфляции начала 90-х виновато государство – как и в других вспышках инфляции в российской истории. В этой заметке мы поговорим о том, почему официальные оценки инфляции так сильно расходятся с нашими ощущениями.
.
Что экономисты понимают под термином «инфляция»?
«Вульгарные либералы» часто говорят, что инфляция возникает из-за роста доходов населения. Подняли зарплату бюджетникам – будет инфляция. Повысили МРОТ – будет инфляция. И так далее. Эта логика рассуждения бесконечно далека от экономической науки.
Для того, чтобы разобраться с происхождением инфляции, придется хотя бы на пальцах объяснить пару важных экономических терминов: товарная масса и денежные агрегаты. Представьте себе, что Вы – «Большой брат», способный отслеживать все сделки, заключаемые в экономике. Из них Вы выбираете те сделки, в которых продаются новые товары, произведенные в этом году (остальные нас сейчас не интересуют). Совокупность всех проданных таким образом товаров – это «товарная масса». Это довольно сложная абстракция, ведь мы не можем складывать напрямую стулья со столами и самолеты с хлебом. Не будем углубляться в то, как происходит это суммирование (индексы цен) и пока предположим, что товарную массу мы считаем правильно.
Эти товары кому-то продаются, то есть за них платят деньги. Общий объем денег, которыми платят за товары, называется «денежный агрегат» (от слова «агрегировать» - группировать много разных объектов в один). На самом деле этих «агрегатов» несколько, поскольку наличные деньги, банковские счета и т.д. немного по-разному устроены. Но пока что, опять же для простоты, будем считать, что денежный агрегат один и его мы считать умеем.
Если сравнить денежный агрегат и товарную массу, то их соотношение может быть очень разным: ведь денег можно напечатать много, а товаров производится столько, сколько умеет экономика. Вот это соотношение товарной массы и денежного агрегата экономисты и называют «уровнем цен». А изменение этого уровня цен – инфляцией (вернее говоря, «дефлятором ВВП»).
Заметьте, в этом расчете все как-то очень обобщенно. Какие-то «все товары» и «все деньги». Какое все это имеет отношение к ценам в магазине? А никакого.
«Инфляция», про которую мы читаем в новостях, которую официально подсчитывает государство, вообще не имеет отношения к реальной жизни людей. Она предназначена для того, чтобы государство оценивало свою реальную экономическую силу: стала ли экономика России на самом деле больше, или весь «рост» - это только рост цен, а не увеличение объемов производства? Вот что выясняют с помощью официального показателя инфляции.
Кстати, не трудно догадаться, что инфляция в России сильно зависит от цен на нефть и другое сырье: ведь именно сырьевые товары составляют основную часть нашей товарной массы.
.
Можно ли как-то подсчитать рост цен в магазинах?
Из этого, конечно же, не следует, что рост цен на товары, которые покупаем мы с вами, обычные люди, нельзя никак подсчитать. Можно. Только для этого используется совсем другой показатель: Индекс потребительских цен. В него включают изменение цен не на все товары в экономике, а на те, которые по мнению статистических служб государства покупаются населением. Если сравнить ИПЦ и дефлятор, в глаза бросается одно: они практически не связаны друг с другом!
С другой стороны, если мы посмотрим на значения ИПЦ за последние годы (колеблется в диапазоне от 3% до 10%), то с ценами в магазине он тоже соотноситься не будет. В 2017г. ИПЦ даже якобы меньше, чем официальная инфляция! И это тоже не случайно.
Дело в том, что набор товаров, по которым считается ИПЦ, определяет Росстат. В отличие от дефлятора, в который по определению входит все, что производится, в ИПЦ включают в то, что захотели. У экспертов-экономистов к составителям ИПЦ есть две основных претензии: более-менее общеизвестно, что наш ИПЦ занижает долю импортных товаров и долю продовольствия. Когда Вы приходите в магазин – Вы почти всегда покупаете или еду, или мелкую импортную технику/одежду. И именно цены на еду и импортные товары по нашим субъективным ощущениям особенно заметно растут. Росстат же старательно их долю занижает, собирая данные преимущественно по товарам российского производства и выделяя еде заниженный «вес» в общей корзине товаров. Но даже если бы Росстат собирал эти данные корректно – они все равно не подходили бы для оценки инфляции. Посмотрите на структуру потребительских расходов, которую Росстат закладывает в свой ИПЦ: похожа ли она на структуру Вашей семьи?
Уверен, что не похожа. У кого-то есть ребенок и расходы на образование отнимают гораздо большую долю бюджета. Кто-то в старшем возрасте и/или инвалид, и у него гораздо больше расходы на здравоохранение. Очевидно, что у каждой семьи структура «потребительской корзины» своя. А это значит, что использовать один индекс для всего населения вообще невозможно.
Статистические ведомства США рассчитывают более десятка индексов, характеризующих инфляцию для разных слоев населения и компаний. В России какое-то время публиковались оценки инфляции отдельно для пенсионеров, для семей с детьми и т.д. Не приходится сомневаться, что эти показатели по-прежнему рассчитываются. К сожалению, найти их в открытой печати теперь невозможно.
.
Как различается инфляция для разных групп населения?
Из-за отсутствия официальных публикаций мы и не можем ответить на вопрос о динамике цен для разных групп людей. Однако экономистам хорошо известны несколько простых правил, которые помогают оценить значение реальной инфляции даже не зная точных цифр.
1. Инфляция для бедных больше, чем инфляция для богатых. На то есть разные причины, как экономические, так и чисто математические. Это значит, что публикуемый уровень инфляции по ИПЦ всегда занижает инфляцию для большей части россиян.
2. Инфляция больше бьет по людям со специфическими потребностями (например, по инвалидам, студентам, семьям с маленькими детьми и т.д.). Чем более редкой оказывается потребность, тем меньше рынок, а значит, меньше конкуренция. Поэтому производителям проще поднимать цены по своему желанию. Когда растут цены на сырье, производитель может большую часть этой нагрузки переложить именно на потребителя. (в экономической теории это называется «неэластичный спрос»).
3. Инфляция сильнее затрагивает людей, ограниченных в доступе к информации и/или праве выбора. В индексах используется средняя цена на один и тот же товар, но некоторые покупают его дороже, другие дешевле. Условно говоря, если в Вашем районе есть только один магазин, то Вы вынуждены покупать в нем все товары, а если несколько – Вы можете выяснить, в каком магазине какой товар дешевле. Эту закономерность сложнее всего применить на практике: очень много частных случаев. Например, пенсионеры не умеют сравнивать цены в интернете, но у них есть время ходить по магазинам. А «молодой и прогрессивный» офисный работник из-за нехватки времени может затариваться в одном и том же магазине рядом с офисом или заказывать товары с дополнительной наценкой за доставку на дом.
Итак, даже не зная конкретных цифр, Вы всегда можете обоснованно утверждать, что инфляция для неработающих пенсионеров или небогатой семьи с детьми сильно (возможно, даже в 2-3 раза) выше официальной. А инфляция для депутата Госдумы (с высокой зарплатой и служебной машиной, на которой супруга ездит за покупками) – ниже официальной.
В следующей заметке мы поговорим о том, откуда вообще возникает инфляция.
Задать вопросы автору, поделиться активными ссылками на ранее размещенные заметки или рекомендовать темы для следующих заметок можно в комментариях к заметке или в твиттере: @neogollist