А мы тут проводили в нафталин «Отелло» Театра Вахтангова, и лично я в большом огорчении. Политика снятия из репертуара на пике, конечно, имеет свой смысл, но какой же дивный был спектакль. Стоячая сегодняшняя овация это еще раз подтверждает.
А я еще раз поняла, почему некоторые постановки нужно смотреть несколько раз. Потому что детальки. Маленькие нюансы, которые не замечаешь в первый раз, так как просто гонишься вслед за повествованием. Второй и последующие просмотры обычно дарят смак. Выходят на поверхность режиссерские фишки, мелочи сценографии, взгляды. Ух. Красота.
Далее - эпитафия «Отелло». Отелл в моей зрительской жизни, как и других топовых трагедий Шекспира, было навалом, так что есть с чем сравнивать. Холинская версия уникальна и в моей душе живет на пьедестале. Как минимум это не спектакль в базовом его понимании, а хореографическая постановка. По глубине образов и танца похлеще любого балета. Промолчу какой физической подготовкой обладают актеры ее спектаклей - это выше моего понимания. Зато сплошное наслаждение для глаз.
"Отелло» Вахтанговского театра при первом просмотре стал для меня «историей Яго». Обычно ему не уделяют особого внимания. Ну злодей, ну всем все порушил, но главные-то герои Отелло с Дездемоной. Здесь же все иначе. Здесь Яго отдан на откуп гению Добронравова и он, как говорят англичане, steals the show. Следить за ним одно удовольствие. Мимика, движения, вся логика развития его героя. Дальше слова теряются, остается восторг.
Сегодня же специально искала себе другие точки внимания. И оказалось, что если все же сконцентрироваться и следить за линией Отелло-Дездемона, то это бомбическая история. Финал до мурашек. Ряды сидели и всхлипывали. При этом в последующем обсуждении все пришли к единогласному «он осознанно ее убил». Никакого аффекта, думал-думал, шел и дошел. До ручки.
В этой постановке почти все сцены не поддаются описанию словами и даже жестами. Ну как описать сцену, где мысли, которые Яго внушает Отелло, овладевают последним, затаскивают его в свой беспросветный хоровод и лишают веры. Ну вот так словами. Получилось? Не очень. Видишь суслика, а он есть. Из этой же серии.
Лерман чистейшая. Так же как Добронравов - лучший Яго, она - лучшая Дездемона. Отелло правда подкачал, но плюсик за брутальность и квадрицепсы.
Беда-беда-огорчение, что вы (да и я) больше не увидите это вживую. Небольшая отдушина, что была транляция, а значит, возможно, будет запись.
#культурныйпередоз #впоследнийвагон